Несколько иная картина психофизиологического реагирования наблюдалась после сеансов психотерапии (АТ по Shultz). Спустя 1 час после первого сеанса у 87,40% обследуемых отмечалось повышение функционального уровня систем сенсомоторного реагирования (сокращение величин ЛП ПЗМР в среднем на 33,56%, p<0,05 и ЛП ДЗМР - на 28,29%, p<0,05), причем все обследуемые подразделялись на 2 группы, одна из которых (35%) реагировала на 1 сеанс АТ спустя 1 час, а другая (52%) - через 3 часа, что, вероятно, связано с их типологическими особенностями. В этот же период исследования у 66% больных определялась достоверная тенденция к гиперпродукции тремора (ТС - в среднем на 18,59%, p<0,04; ТД - на 25,91%, p<0,05 соответственно). Следующий этап (спустя 3 часа после сеанса АТ) характеризовался продолжающейся оптимизацией параметров сенсомо- торного реагирования у 52% обследуемых и проявлением начальной недостоверной тенденции к оптимизации параметров продуктивности внимания. Спустя 5 часов после однократного сеанса АТ у 65% обс- ледуемых отмечался некоторый функциональный "спад", проявлявшийся ухудшением психофизиологических характеристик времени реакции, внимания и краткосрочной памяти.
Полученные данные свидетельствуют о весьма нестойком стимулирующем влиянии однократного сеанса АТ на ЦНС, быстро сменяющимся феноменом "функционального истощения". Однако уже на 3 день курсовой психотерапии у 78% обследуемых определялась оптимизация психофизиологических параметров сенсомоторного реагирования (ЛП ПЗМР в среднем на 25,81%, p<0,03; ЛП ДЗМР на 29,48%, p<0,05 соответственно), микрокоординации (ТС в среднем на 37,41%,p<0,02; ТД на 35,95%, p<0,01) и продуктивности внимания (КП в среднем на 12,78%, p<0,05 и на 13,11%, p<0,05). Эта положительная тенденция находила свое подтверждение в динамике анализируемых психофизиологических показателей и на 7 день курсовой психотерапии, когда наряду с продолжающейся стабилизацией параметров сенсомоторной активности и микрокоординации у 81% обследуемых проявлялись устойчивые признаки оптимизации объема и продуктивности внимания (КП в среднем на 35,86%, p<0,01 и на 23,59%,p<0,03 соответственно). 14-й день курсовой психотерапии характеризовался наличием устойчивой тенденции к дальнейшей стабилизации функционального состояния ЦНС обследуемых, причем наиболее значительно оптимизировались параметры внимания и впервые появлялись признаки оптимизации параметров краткосрочной памяти у 78% обследуемых.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о "мягком" позитивном, но несколько отставленном во времени влиянии АТ на психофизиологическое состояние обследуемых. Следует отметить наличие устойчивых корреляционных связей (r=+0,58-0,66) между положительной динамикой интегративных характеристик психофизиологического состояния и редукцией "стержневой" невротической симптоматики на фоне всех анализируемых видов терапевтических воздействий, причем на фоне курсовой психотерапии в систему достоверных корреляционных связей вовлеченным оказывался только вектор вегетативной активности, что неоспоримо свидетельствует о существенном значении характеристик пластичности ВНС в реализации механизмов психотерапевтического воздействия.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что нейрометаболический стимулятор нооклер характеризуется проявлением умеренных стимулирующих влияний на психофизиологические параметры сенсомоторного реагирования, особенно их сложные формы, а также продуктивность внимания и краткосрочной памяти. Наблюдаемая на фоне его приема умеренная гиперпродукция тремора подтверждает ранее полученные данные о его симпатикотропном действии. Бенздиазепиновый транквилизатор альзолам напротив, слегка снижая функциональный уровень параметров сенсомоторной активности, проявляет позитивное воздействие на функциональную систему микрокоординации и не угнетает, в отличие от других бенздиазепинов, параметры внимания и памяти, оказывая на них легкие селективные стимулирующие влияния.
Психотерапия (АТ по Shultz) оказывает позитивное, но несколько отставленное во времени, воздействие на параметры микрокоординации, внимания и памяти преимущественно за счет усиления процессов консолидации. Эффект положительного терапевтического воздействия исследуемых психофармакологических препаратов и психотерапии определяется, вероятно, за счет изменения физиологической организации системы ретикулокорковых взаимоотношений. В частности, в пользу общности механизмов действия исследуемых терапевтических мероприятий свидетельствует и вызываемый ими однотипный диффузный характер электрической ак- тивности мозга, подтверждающий его зависимость от тоногенных влияний ретикулярной формации. Проявляющиеся на фоне действия бенздиазепиновых транквилизаторов, нейрометаболических стимуляторов и психотерапии в разной степени выраженные эффекты релаксации и седации, вероятно, существенно уменьшают поток интероцептивных импульсов, вследствие чего снижается реактивность гипоталамических структур, а следовательно и показатель эмоциональной лабильности. Именно этим обстоятельством и обусловлена целесообразность сравнительного изучения психофизиологических эффектов бенздиазепиновых транквилизаторов, нейрометаболических стимуляторов и психотерапии, характеризующихся не только общностью механизмов действия, но и вызывающих у больных в разной степени выраженные, но сходные по характеру седативно-стимулирующие и релаксирующие эффекты.
Полученные данные свидетельствуют о целесообразности комплексного подхода к многозвеньевому использованию исследуемых терапевтических воздействий в клинике неврозов (транквилизатор - нейрометаболический стимулятор - нейрометаболический стимулятор - психотерапия). Одним из главных преимуществ такого подхода является возможность эффективного воздействия как на информационный процесс, так и на его нейродинамическую основу. Связано это с тем, что психофармакологическое воздействие направлено на нормализацию церебрального субстрата, а психотерапия - на ограничение стимулов, исходящих как из внутреннего мира индивидуума, так и из его окружения.
Комбинированное применение психофармакотерапии и психотерапии должно расширить границы их терапевтической активности, т.к. в комплексе они должны более эффективно воздействовать на структуры мозга, регулирующие эмоциональную и вегетативную реактивность. Достоверная оценка результативности применения психотерапии и психофармакотерапии у больных неврозами может быть дана лишь на основе системного изучения динамики интегративных психофизиологических параметров, адекватно отражающих функциональное состояние ЦНС.
Список литературы
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройст- ва.-М., 1993. - 398с.
Александровский Ю.А., Бенькович Б.И. Клинико-фармаколо- гический анализ нейротропного действия транквилизаторов.// Фармакология и токсикология. - 1989. - N 1. - С. 104-110.
Бенькович Б.И. Нейротропное действие психофармакологи- ческих препаратов у больных с невротическими расстройствами: Автореф. дисс... докт. мед. наук. - М., 1990 -39 с.
Бенькович Б.И., Бочкарев В.К., Файзуллоев А.З. Психофи- зиологические и электроэнцефалографические критерии диагнос- тики невротических расстройств. - М. 1995 - 28 с.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1974. - 147 с.
Лебединский М.С. Очерки психотерапии. - М., - 1968. - 287 с.
Лобзин В.С. Теория и практика аутогенной тренировки. - М. 1986. - 186 с