Смекни!
smekni.com

Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени (стр. 2 из 3)

У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентации интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных исследований, в том числе автором данной статьи.

Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений

(1986 г.)

Сопоставление трех видов ценностных представлений - цель нашего исследования, проведенного в 1986 г. на выборке студентов IV курса факультета психологии МГУ (всего 78 чел., из них 51 женщина и 27 мужчин) с помощью методики изучения ЦО Рокича. Были взяты списки терминальных и инструментальных ценностей (ТЦ и ИЦ), адаптированные В. А. Ядовым с соавторами, которые каждый из испытуемых ранжировал три раза, выполняя разные инструкции: 1) стандартная инструкция ранжирования в соответствии с собственными предпочтениями, 2) инструкция "социальной желательности": представить себя в максимально благоприятном свете и 3) инструкция "идеал"; проранжировать списки, как это сделал бы совершенный во всех отношениях человек. С помощью этих инструкций мы рассчитывали получить ценностные иерархии, отражающие ЦО, ЦС и ЦИ.

Результаты приведены в таблицах 1 (ТЦ) и 2 (ИЦ). Сравнение разных подвыборок проводилось по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена между групповыми иерархиями (средние по выборке значения рангов всех ценностных категорий вторично ранжировались по возрастанию). Рассмотрим наиболее интересные из полученных результатов.

По первой инструкции получены высокие корреляции между иерархиями испытуемых - мужчин и женщин (р=0,784 для ТЦ и 0,763 для ИЦ; р<0.001). Мужчины существенно выше, чем женщины, ценят познание, самостоятельность, свободу, ответственность и самоконтроль и ниже - счастливую семейную жизнь, чуткость и воспитанность.

Результаты ранжирования по второй инструкции существенно иные. Все четыре коэффициента корреляции между первой и второй ранжировками (для мужчин и женщин; для ТЦ и ИЦ) варьируют в пределах от 0,269 до 0,414; только один из них (для ТЦ у женщин) достигает уровня значимого сходства (р<0,05). Как у мужчин, так и у женщин при выполнении второй инструкции уменьшился разброс оценок, Повысилось ранговое место следующих ценностей (разность рангов не менее 5); хорошая общая обстановка в стране, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам; понизилось-любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость.

Результаты ранжирования по третьей инструкции необходимо дифференцировать в зависимости от пола воображаемого идеального человека, который требовалось указать после завершения ранжирования. 58% мужчин описывали мужчину, остальные - "абстрактного" человека (пол не играл роли). Интересно, что 50% женщин описывали "абстрактного" человека, 40% - мужчину и лишь 10% -женщину, причем обобщенные иерархии для всех трех "идеалов" у них значимо коррелируют между собой (0,573^р<0,707; р<0,01), исключение составляет лишь ИЦ идеального мужчины и идеальной женщины (р=0,408, р<0,1). В то же время наблюдаются различия по отдельным ценностям: для идеального мужчины важнее познание, работа, активная жизнь, самоконтроль, рационализм и ответственность. Идеалы испытуемых-мужчин более дифференцированны; по сравнению с испытуемыми-женщинами они выше ценят в идеальном мужчине материально обеспеченную жизнь, уверенность в себе, аккуратность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам, смелость.

Сравним результаты по первой и третьей инструкциям. ЦО женщин далеки от их же ЦИ (для ТЦ р=0,345; р>0,05). Особенно далеки от идеала ранги жизненной мудрости, материальной обеспеченности, свободы, независимости, непримиримости к недостаткам, эффективности в делах; более низкое место в ЦИ должны занимать любовь, семейная жизнь, творчество, работа. Расхождение ЦО и ЦИ испытуемых-мужчин еще больше (0,036^ps0,284). Динамика отдельных ценностей сходна с динамикой у женщин, но есть и отличия. Так, резкий скачок вверх обнаруживают такие ценности, как аккуратность, рациональность, чуткость, а вниз - образованность, ответственность, самоконтроль, воля, терпимость. Интересно, что женские представления об идеальном мужчине ближе к ЦО реальных мужчин, чем мужские ЦИ. Но лучше всего женским представлениям об идеальном мужчине соответствует мужской ЦС (р=0,612; р<0,01), который далек от ЦИ самих мужчин (р=0,295) Высокие ранги здесь занимают хорошая общая обстановка в стране, активная жизнь, жизненная мудрость и интересная работа; отвергаются самостоятельность, уверенность в себе и удовольствия.

В "абстрактном" ЦИ и мужчины и женщины видят нечто среднее между своим и противоположным полом. Подчеркиваются общие для обоих полов требования, а различия сглаживаются. Реальные ЦО у женщин ближе к их абстрактному ЦИ, чем у мужчин, хотя для ТЦ обе корреляции незначимы. Наконец, значимые корреляции между результатами второго и третьего ранжирования отсутствуют (0,063<р<0,295). Максимальные сдвиги вниз обнаруживают: равенство, интересная работа, ответственность; вверх - материально обеспеченная жизнь (как у мужчин, так и у женщин).

Таким образом, использованный нами методический прием позволил дифференцировать виды ценностных представлений, имеющихся у респондентов, а именно - ЦО, ЦС и ЦИ. Иерархии ЦО студентов-психологов отражают прежде всего их реальный образ жизни, обусловленный молодостью, отсутствием (как правило) семьи и родом занятий, предоставляющим относительно большую свободу и не требующим высокой личной ответственности. Иерархии ЦС отражают образ обезличенного человека, построенный по образцу газетных штампов середины 80-х годов. Характерно, что на первые места здесь выдвигаются абстрактные ценности, иррелевантные индивидуальной деятельности (хорошая общая обстановка в стране, равенство). ЦИ отличаются большим разнообразием; обобщенные ЦИ как у мужчин, так и у женщин характеризуют человека, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своей индивидуальности.

Изменения ценностных представлений в социальном времени (1997 г.)

В 1997 г. исследование проводилось повторно по той же методике, материалу и инструкциям, что и в 1986 г.' Испытуемыми были 59 студентов IV курса факультета психологии МГУ, в том числе 42 женщины и 17 мужчин. Мы исходили из гипотезы, что ценностные представления подвержены изменениям, отражающим сдвиги, происходящие в различных сферах общественной жизни. В частности, с учетом изменений общественного сознания за 1рошедшие 11 лет, а также принадлежности нашей выборки к группам с опережающими изменениями сознания мы ожидали повышения индивидуальной вариативности ценностных представлений, а также "размывания" ЦС. Вместе с тем мы предполагали получить и определенную преемственность результатов Тем самым мы ориентировали второе исследование (1997 г.) на задачи "когортного" сравнения (сравнения данных разных лет).