Марина Белокурова
По роду своей деятельности я занимаюсь оказанием психологической помощи, в том числе женщинами в состоянии хронического стресса. Одной из проблем, с которой я очень часто сталкиваюсь в своей практической работе, является деструктивное развитие женской и мужской идентичности. Практически каждой первой клиентке мне приходиться рассказывать о том, что такое женщина. Об этом не задумываются ни молодые восемнадцатилетние девушки, ни зрелые шестидесятилетние женщины.
В начале моего выступления мне бы хотелось привести несколько цифр, связанных с нашей историей. В 1016 году в России был составлен первый правовой документ - правовое уложение Ярослава Мудрого, в соответствии с которым замужняя женщина не имела права выйти на улицу неодетой, неопрятной, без головного убора. Простоволосая женщина считалась "вредной" для окружающих, то есть наносящей колоссальный урон обществу. Человек, посмевший сорвать с головы женщины платок, подвергался огромному штрафу в 40 гривен. Если перевести эту сумму на современные деньги с учетом того, что одна гривна равнялась 200 граммам чистого серебра, то его размер составит примерно 40 тысяч долларов. Суровость наказания связана с тем, что после такого инцидента женщина считалась опозоренной и обесчещенной на все времена.
В XIV-XV веке вышло новое постановление, запрещающее все разводы. Взамен женщину можно было сослать в монастырь. Естественно, этим пользовались очень многие мужья всех сословий с целью завладеть приданым жены. Женщина могла быть сослана за то, что она просто не нравилась своему мужу. Например, если он считал, что она некрасива, не так выглядит, не так ходит, не так разговаривает. В случае если женщина оказывалась бесплодной, мужу даже предписывалось поступить с ней подобным образом. XVI век был ознаменован появлением российского просвещения. В период царствования Ивана IV был создан такой великий труд как Домострой. Я вам зачитаю одну-единственную цитату: «В случае непослушания очень рекомендовано не бить жену палкой в глаз или в ухо, дабы не оглохла и не ослепла, а за великое и страшное ослушание сними рубашку и плеткой вежливенько побей, да не перед людьми, а в укромном месте, наедине ее поучи». Можно сказать, что это был первый российский правовой документ, регламентирующий меры наказания, применяемые к женщине.
В соответствии с уложением 1649 года жена была полностью подчинена мужу. Убийство жены грозит мужчине всего лишь церковным покаянием и небольшим денежным штрафом. Но женщину, за то же самое деяние, ждало куда более суровое наказание. До конца XVII века ее закапывали в землю по шею, где она заканчивала свою жизнь в страшных мучениях. Только Петровские времена принесли русским женщинам некоторые послабления. Петр I был первым государем, который запретил ссылать жен в монастырь. В случае ослушания женщин отправляли на Прядильный двор, где они должны были провести остаток дней, работая у станка на тяжелой мануфактуре. Такая практика продолжалась вплоть до 1917 года. И только в 1920 году российское феминистическое движение начало набирать обороты. Этот момент можно считать первой страницей в истории восстановления прав женщин. Таким образом, женское движение в России насчитывает всего лишь какие-то 80 лет, но за это незначительное в историческом аспекте время сделано уже очень много. Достаточно сказать что, когда я зачитывала тот же самый материал моим студентам третьего курса, они просто потеряли дар речи. Услышанное произвело наибольшее впечатление на женскую часть аудитории, поскольку эта информация вступала во внутренний конфликт с их ощущением реальности.
Как я уже сказала, по роду своей деятельности я занимаюсь практической психологией. Ко мне на консультации в основном приходят женщины. Это связано с очень многими причинами, главная из которых - условия современной реальности. Мы привыкли говорить о том, что живем в эпоху перемен. Для большинства из нас это значит, что как минимум 30 лет мы просто выживаем. Неизвестно, сколько еще продлится этот период. По мнению большинства политологов, наше сегодняшнее положение можно охарактеризовать одним словом - аномия. Этот термин был придуман в начале XX века для объяснения серии социальных самоубийств. Современное российское государство вошло в такой период развития, когда предыдущие правовые нормы уже не действуют, а новые еще не узаконены. В переходный период мужчины, как правило, находятся в некоторой растерянности. Социальная и биологическая роль заставляет их завоевывать мир, ошибаясь и принимая неверные решения. У женщины нет право на ошибку. Она не может перестать выполнять свои ежедневные обязанности, потому что на ней лежит ответственность за благополучие детей. Поэтому очень часто женщина соглашается на любую работу, в не зависимости от того, соответствует ли она ее природным наклонностям. Она мать, и этим все сказано. В то же время, для детей тех женщин, которые целиком отождествляют себя с материнской функцией, очень велика вероятность принятия ответственности за нерешенные ей жизненные задачи. Именно об этом я напоминаю тем моим клиенткам, которые не до конца готовы к целенаправленной работе с психологом. Как говорят наши американские коллеги: «Если вы не хотите, чтобы ваши дети пылесосили за вас, научитесь решать свои проблемы сами». Иначе они будут видеть за вас те сны, которым вы не сочли возможным уделить достаточного внимания. Переходя к практическим инструментам снижения остроты проблемы НГП, я хотела бы остановиться на методах работы с трансгенерационным синдромом в рамках семейной истории. Тот небольшой экскурс в наше прошлое, начиная с 1016 года, который я сделала в начале своего выступления, был отнюдь не случаен. Можно сказать, что оно и сейчас остается с нами, в первую очередь, в историях наших семей. В рамках своей психотерапевтической деятельности я работаю с так называемым "синдромом предков", который означает передачу определенного позитивного, либо негативного опыта сквозь поколения. Термин трансгенерационный включает в себя два слова: "trans" - сквозь, "generation" - поколение. Одним из методов работы с трансгенерационным синдромом может быть так называемая семейная расстановка или констелляция. В этих целях также может быть использован метод геносоциограммы, или психогеносоциограмма, который помогает облегчить переживания человека благодаря происходящему логическому инсайту.
Вот всего лишь один пример из моей практики. Моей клиенткой была разведенная женщина 34 лет. Муж ушел от нее сразу после рождения второго ребенка. Женщина находилась в состоянии хронического стресса, поскольку ее бывший супруг, прекрасно зарабатывая и живя в соседнем доме, ни разу не помог своим детям. Большинство так называемых "нормальных" людей, скажет, что это ужасно. Удивительно другое, несмотря на вопиющие факты, моя клиентка считала своего бывшего мужа самым прекрасным человеком на земле. Ее убеждение не являлось следствием какой-либо психиатрической патологии. Просто степень иллюзии была настолько велика, что никакие доводы разума не могли ее разрушить. Встречая своего бывшего мужа на улице, моя пациентка чувствовала себя Золушкой, увидевшей своего принца. После непродолжительного периода работы я предложила ей сделать геносоциограмму. Мы взяли огромный лист бумаги и прописали историю всех членов ее семьи, которых она смогла вспомнить. В результате мы увидели, что в ее семье из поколения в поколение по женской линии передается одна и та же навязчивая установка: любовь - это безумство; если это не так - это ничего не стоит. Детские годы моей клиентки прошли в достаточно стесненных обстоятельствах, поэтому она решила, что ее будущий муж должен быть человеком, состоявшимся во всех отношениях. Что бы он потом ни делал, для нее он оставался лучшим. Когда моя клиентка проанализировала свою геносоциограмму, она поняла, что, начиная с прабабушки, подобные заблуждения путешествуют в ее семье из поколения в поколение. Только тогда она смогла найти в себе силы признать, что ее муж является полным ничтожеством. Этот пример наглядно показывает, что все сказанное психологом, как правило, не срабатывает на уровне логики. В полной мере на клиента может воздействовать только целостный, холистический инсайт, который включает в себя эмоциональную, коннотивную и катарсическую компоненты.
Не менее травмирующим фактором, произрастающим из нашего прошлого, является так называемая «семейная тайна». Ребенок, выросший в подобной атмосфере, не может адекватно воспринять реальность. Ему говорят одно, но не может в это поверить, потому что чувствует, что от него что-то скрывают. Тогда вся информация, связанная с травмирующими моментами семейной истории, прячется глубоко в подсознании с пометкой «страшно». Обычно семейная тайна связана с глубокими эмоциональными переживаниями других членов семьи. Очень часто такие истории могут повторяться из поколения в поколение. Один раз ко мне обратилась женщина с удивительным жизненным опытом. В ее семье было пятеро братьев и сестер, все они на сегодняшний день состоят в удачном браке. Но в свое время мать моей клиентки решила организовать нечто подобное частному семейному детскому дому и взяла на воспитание еще девять чужих детей. Родные дети не смогли ее понять, и матери пришлось жить со своими приемными детьми, в то время как родные остались с отцом. В момент обращения моей клиентке было 35 лет. Более глубокое погружение в историю ее семьи вскрыло удивительные вещи. Оказалось, что после Великой Отечественной войны ее дед, уже пожилой человек, захотел взять в жены ее бабушку, совсем молодую девушку. В силу своего возраста она не смогла адекватно ответить на чувства зрелого мужчины. Однако семья принудила ее выйти замуж, получив взамен большой надел земли. Это была некая жертва, которая позволила им спастись от голода. Затем у этой девушки родилась дочь, будущая мать моей клиентки. Но молодая девушка не могла воспитывать своего ребенка, потому что ей хотелось совсем другой, веселой жизни. В то же время дедушка моей клиентки свято верил в том, что после завершения войны все должно наконец-то наладиться. Он был председателем колхоза и считал, что совместная жизнь в коллективе является той моделью социального рая, к которой он так давно стремился. Однажды, когда он сделал замечание своей молодой жене о том, что она не умеет ухаживать за ребенком, та бросила ему в ответ: «Это вообще не твой ребенок». В результате мужчина умер от разрыва сердца, и молодая вдова почувствовала на себе двойной груз ответственности. С одной стороны она лишила своего мужа возможности создать рай земной, ради которого он выжил на войне. С другой - она стала некой священной коровой, принесенной в жертву ради выживания ее собственной семьи. Спустя поколение мать моей клиентки, сама не зная почему, решила организовать некое подобие колхоза в форме частного детского дома. Когда ее дети узнали об этих обстоятельства, они простили свою мать, но это был очень тяжелый процесс. Таким образом, констелляция и выстраивание геносоциограммы являются практическими инструментами психолога, которые позволяют работать на личном предсознательном уровне. Это тот пласт бессознательной реальности, который содержит огромную информацию о наших глубоко скрытых комплексах, обидах и страхах.