Методы семейной диагностики
Тесты, используемые в практике семейного консультирования, можно разделить на две группы, которые дают возможность исследовать у потенциальных супругов: - ценностную совместимость; - психофизиологическую совместимость [Малкина-Пых, 2006].
В исследованиях психофизической совместимости пары используют тест Кейрси. Для изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре используется Опросник «Общение в семье» (Алешина), опросник измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, взаимопонимание, легкость общения. Также сюда можно включить методику «Распределение ролей в семье» (Алешина), определяется степень реализации мужем и женой конкретных социальных ролей в семье.
К методам исследования индивидуальности супругов можно отнести Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Алешина), опросник дает возможность исследовать взгляды испытуемых по десяти наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам жизни. В изучении конфликтов в семье используют Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Алешина). Методика «Шкала семейного окружения» (ШОС) предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. В нашей стране методика адаптирована С.Ю. Куприяновым [Малкина-Пых, 2006]. В работах Старшенбаума Г.В. [Старшенбаум, 2007] предлагаются различные методики: Тест на «Общую совместимость», тест состоит из 5 разделов: - отношения в целом, - демографические факторы, - сексуальная совместимость, - взгляды и интересы, - личность. Тесты «Общение в семье», «Реакция супругов на конфликт».
Подводя итоги традиционных подходов к межличностным отношениям супругов мы обращаем внимание, что изучение супружеских ролей сейчас актуально, но их чаще всего изучают как социологические роли, с нашей точки зрения нужно также изучать психологические роли. В предлагаемом в этой работе исследовании психологических ролей в браке, впервые будут использоваться методики транзактного анализа.
1.2. Транзактный анализ: основная идея и содержание
В раскрытии содержания ТА будут использованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работы Клода Штайнера, ученика Эрика Берна, работы Томаса Харрис, Роберта и Мэри Гулдинг, Яна Стюарта и Вэн Джойнс. В отечественной психологии наиболее ярко ТА представлен в работах В.В. Макарова.
Весь классический транзактный анализ Берна можно разделить на пять больших разделов: анализ экзистенциальных позиций, структурный анализ, анализ взаимодействий, анализ психологических игр, анализ жизненных сценариев.
I. Анализ фиксированных экзистенциональных позиций
У каждого человека есть основная жизненная установка, фиксированная жизненная позиция. Это такая совокупность основных базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Позиции:
- я неблагополучный - вы благополучные (самообесценивание)
- я неблагополучный - вы неблагополучные (безнадежное отчаяние)
- я благополучный - вы неблагополучные (надменное превосходство)
- я благополучный - вы благополучные (полноценная личность)
По мнению Т. Харрис [46, 2004], первая позиция у всех людей одинаковая - «Я не благополучный – Вы благополучные», и образуется она из-за постоянной беспомощности младенца и ожидания поглаживаний.
Дальше на базе этой установки могут формироваться 2 или 3 позиции. А позиция «Вы благополучны – Я благополучен» может сформироваться только на основании осознанного и словесно оформленного решения.
Также предлагается каждому человеку собирать свои поглаживания – создать свой банк поглаживаний, для повышения самооценки, уверенности в себе. Человек учится отдавать и принимать поглаживания. У большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношения к себе. Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов, заслуг.
Берн говорил, что человеку нужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох».
II. Структурный анализ
В ТА личность человека подразделяется на три части. Выделяется Родительское, Взрослое и Детское состояние личности. Каждая часть представляет собой способ проявления нашей субличности, совокупность связанных друг с другом моделей поведения, мыслей, чувств, желаний.
Состояния Я[3]:
- Родитель
- Взрослый
- Ребенок
Родительское состояние Эго по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях - карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.
Взрослое состояние Эго по существу не что иное, как вычислительная машина. Это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Мы видим Взрослого, когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет. Взрослый - это тот, кто работает. Психический процесс, необходимый плотнику, чтобы забить гвоздь, относится к ведению Взрослого. Но когда он, промахнувшись, ушибает себе палец, Взрослый уступает место другому состоянию Эго. Не всегда, однако, лучше всего находиться во взрослом состоянии Эго; на вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно.
Состояние Эго, именуемое Ребенком, - это часть личности, сохранившаяся от подлинного детства. Дети могут быть капризными Ребенок рождается свободным и откровенным. Когда он становится старше, его личность складывается в процессе ранних взаимодействий с родителями) или милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми.
Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). Детскому состоянию Эго свойственны спонтанность, интуиция и творчество. Люди постарше (начиная с четвертого года жизни) испытывают переживания, подобные детским, если им присуща интуиция. Например, ребенок имеет обыкновение разглядывать какую-нибудь часть тела другого человека, если она его заинтересует, в то время как его родители этого не одобряют. И когда человек видит что-нибудь новое и интересное, он больше похож на ребенка, чем на родителя. Можно сказать, что человек, проявляющий интуицию, - Ребенок, а не Родитель. Дети получают, по-видимому, подлинное удовольствие от жизни и у людей, часто испытывающих радость, бывает весьма активное детское состояние Эго.
Как пишет Т. Харрис: Человек, чье неблагополучное Дитя постоянно активно, не способен на транзакции, связующие его с реальностью, поскольку он все время озабочен незавершенными делами в прошлом. Он не может с благодарностью принять комплимент, ибо считает его незаслуженным и содержащим скрытую насмешку. Он постоянно стремится ранить в неприкосновенности ту установку, которая возникла в детстве. Человек, позволяющий реагировать своему Дитя, на самом деле как бы говорит: "Посмотрите на меня, я не в порядке"[4].
Тот, кто позволяет Родителю вступить в диалог, на самом деле говорит: "Посмотрите на себя, вы не в порядке (и я от этого чувствую себя лучше). Оба маневра представляют собой выражение неблагополучия, и оба они способствуют утверждению в безысходности.
Итальянский психиатр Роберто Ассаджоли [2,1994], автор теории Психосинтеза, заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла. Различные элементы нашего Я Ассаджоли называет Субличностями.
Субличности - это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.
Вирджиния Сатир [39, 2006] выделяет следующие коммуникативные категории. Это Заискиватель, Обвинитель, Компьютер, Флюгер. У Заискивающего слова выражают согласие, поза тела – беспомощность. Его внутреннее чувство: «Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я - ничто». У Обвиняющего слова выражают несогласие, поза тела - угрозу. Его внутреннее чувство: «Я одинок и несчастлив». У Компьютера (Рассчитывающего) слова сверхрациональны, поза тела выражает спокойствие и собранность. Его внутреннее чувство: "Я чувствую себя уязвимым". У Флюгера (Отстраняющегося) слова не имеют смысла или касаются отвлеченной темы, поза тела не фиксирована, движения суетливы. Его внутреннее чувство: «Никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места». Эти формы поведения усваиваются человеком в раннем детстве и представляют собой способы защитного самоутверждения. Присущее им свойство неадаптивности позволяет предложить, что это не столько ролевые паттерны поведения, сколько маски, представляющие собой имитацию ролей.