Смекни!
smekni.com

Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отношений в браке) (стр. 3 из 14)

III. Анализ взаимодействий

Индивидуум, обособленный от общества, может организовать свое время двумя путями: путем деятельности или путем фантазии. Когда одиночка становится членом группы из двух или нескольких человек, возможны разные способы упорядочивания времени. В порядке возрастания сложности это: 1) ритуалы, 2) развлечения, 3) игры, 4) близость и 5) деятельность, которая может служить основой для всех остальных.

В учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология»[5] описание транзактного анализа представлено в главе о взаимодействии людей:

«Транзактный анализ - направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого - объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Пример: Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого. Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя, а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка. В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика».

Подробное описание взаимодействий в различных ситуациях будет представлено в параграфе 1.2.2. «Психологические роли и виды транзакций».

IV. Анализ неосознаваемых планов жизни или жизненных сценариев

Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.

Формула закладки сценария:

Сценарий равен сценарным запретам плюс сценарным предписаниям и решениям, которые принимает по их поводу ребенок[6]. Предписания сообщают ребенку, что он должен делать, запреты – что не должен делать. Выполнение предписаний вознаграждается, нарушение запретов карается. Эта «семейная программа модификации поведения» помогает родителям контролировать действия своих детей.

Запреты + Предписания → Решение = Сценарий

(что не делать) (что делать) (ребенок принимает одну (один из 6-ти по Берну)

из 4-х позиций «+» «-»)

Соответственно, исходя из сценария, человек выбирает игры, в которые будет играть.

Самореализуемые пророчества – это один из вариантов конструирования будущего. Их закреплением и контролем реализации может служить дневник будущего, когда клиент записывает в дневнике те события, которые должны произойти [23, Макаров].

Автономные решения представляют собой самостоятельные решения, принятые Взрослым состоянием по результатам анализа информации, имеющейся во всех трех состояниях личности человека. Чем больше автономных решений, тем более человек свободен от своего сценария.

Обычное поведение в обыденной жизни может определяться здравым смыслом или автономным решением. А принятие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуации определяется сценариями.

Сценарии основываются на запретах и предписаниях.

Предписания. В книге Яна Стюарта и Вэн Джойнс «Жизненный сценарий», рассматриваются директивы, которые психолог Тейби Кейлер обнаружил, наблюдая поведенческие реакции, неизменно демонстрируемые людьми сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарное поведение [45, 1996].

Кейлер и его коллеги составили список из пяти таких посекундно расписанных поведенческих последовательностей, которые они назвали директивными ("драйверами", "тем, что ведет") [45, 1996].

Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, можно с уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной

Нравься (другим)

Упорно Пытайся

Будь сильным/сильной

Торопись

В жизни они могут состоять из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Вот несколько типичных предписаний:

"Веди себя прилично!", "Не капризничай!", "Будь хорошей девочкой!", "Много работай!"

"Ты должен быть лучшим в классе!", "Врать плохо", "Не выноси сор из избы".

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица. Я. Стюарт и В. Джойнс подробно описывают как, и по каким конкретно действиям, можно научиться распознавать эти директивы [45, 1996].

Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, за короткое время можно много узнать о человеке. От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением. Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можно дать их себе самому.

Директива Дозволение
Будь Совершенным/Совершенной Будь собой, ты и так неплох
Нравься Другим Нравься себе
Будь Сильным/Сильной Будь открыт и выражай свои желания
Упорно Пытайся Сделай
Торопись Не торопись

Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.

Следуя директиве, человек считает, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета.

Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета.

В результате человек начинает испытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждый раз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.

Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием.

ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств

СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства:

Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности

ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства:

Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности, ярости

ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства:

Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, "никто меня не любит", "все тщетно"

Выполняя директиву человек не испытывает никаких эмоций. Его Приспосабливающийся Ребенок считает, что пока он руководствуется директивой, он ОК.

Если человек не удовлетворяет условиям ОКейности, которые выдвигает его внутренний Родитель, - внутренне он судит себя: «Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК». В терминах минисценария этот запрет, который он слышит, переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. При переходе из директивы в стопор человек меняет жизненную позицию. Он переходит от директивного «Я ОК, если…» к «Я не-ОК, ты ОК».

Допустим, в детстве человек решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае человек может быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения.

Если жизненный опыт в раннем детстве привел человека к выводу, что "Я не-ОК, и ты тоже", в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария – позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.

Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения.

Запреты. Психотерапевты Роберт и Мэри Гулдинг [М. и Р. Гулдинг, 1997] обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.

12 родительских запретов (с частичкой НЕ):

- не будь, - не делай, - не расти, - не будь ребенком, - не будь самим собой, - не будь значимым (не высовывайся), - не принадлежи (не связывайся), - не будь близким, - не достигай успеха, - не думай, - не чувствуй, - не будь здоровым.

В Хрестоматии по общей психологии[7] описывается вопрос к «Родителю» в транзактном анализе: «Что означает культурный запрет? Родитель» даст два ответа: один - «Ребенку», другой - «Взрослому». Для «Ребенка» запрет не разъясним и звучит как тавтология: «нельзя потому, что нельзя». А для «Взрослого» в слове «нельзя» отражен не только факт запрещения, но и принципиальной невозможности, бессмысленности каких-то действий. Тем самым для «Взрослого» культурный запрет будет означать: «не стоит потому, что все равно ничего не выйдет»».

Сценарий является результатом компульсивного повторения – люди стремятся снова и снова пережить несчастливые события своего детства. В известной книге П. Коэльо «Алхимик» говорится: «То, что случилось с вами однажды – может не повториться никогда, то, что случилось с вами дважды – будет повторяться всю жизнь».