Типы сценариев:
Победители, Непобедители, Неудачники
Разновидности сценариев:
- сценарий «Никогда» (миф о Тантале)
- сценарий «Всегда» (миф об Арахне)
- сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне)
- сценарий «После» (миф о Дамокле)
- сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе) или «Почти»
- сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)[8]
Клод Штайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненных сценария и освобождения от них[9]:
- «Без любви» (депрессия) – нужно уметь принимать и отдавать поглаживания
- «Без разума» (сумасшествие) - нужно познавать мир, избегать игнорирования и ложной информации.
- «Без радости» (пристрастие к наркотическим веществам) - нужно найти потерянный контакт с собственным телом, научиться получать естественное удовольствие.
Феномен игнорирования представляет собой искажение реальности: обесценивание или преувеличение информации/ситуации, пассивное поведение.
В.В. Макаров приводит много примеров сценариев и игр, установок присущих именно России. Подробное описание этих аспектов описано в его книге "Игры, в которые играют... в России. Психологические игры новой России". Это такие игры как: «Игры городских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любой момент», Игры «Нищих», «Игры маленьких детей».
V. Анализ психологических игр
Йохан Хейзинга в своей книге "Homo Ludens" («Человек играющий») приводит одну старую мысль, которая гласит: «Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой»[10].
В ТА игрой называется последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией. Два важнейших признака игры:
- скрытые мотивы; - наличие выигрыша. Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, - это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Хейзинга пишет, что у каждой игры свои правила, стоит нарушить правила, и все здание игры тотчас же рушится. Свисток спортивного судьи.
В мире высокой серьезности шулерам, мошенникам и лицемерам всегда доставалось меньше, нежели тем, кто нарушал игру: вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести. Антитезисы – внешнее освобождение от игры. Этим освобождением является избегание лжи.
У Т. Харриса - все игры ведут происхождение от простой детской игры "Мое лучше, чем твое", "У меня лучше", которую легко наблюдать в любой группе четырехлетних детей. Тогда, как и теперь, эта игра заводилась ради мимолетного мига высвобождения из-под гнета неблагополучия. Формула игры:
Схема 1
Формула игры
Слабость → Ловушка → Ответ → Удар → Расплата → Вознаграждение
Или: Крючок + Клев… = Реакция – Переключение + Смущение + Расплата
Берн определяет "подначку" как наживку, используемую игроком, чтобы "подцепить" другого. "Уловка" - это психологическая трещинка в человеке, которая позволяет себя "зацепить". Он "на крючке", когда отвечает на "подначку". "Переключение" - это переход из одного эго-состояния в другое или, более вероятно, из одной роли в драматическом треугольнике в другую. "Удивление" описано Берном как чувство, аналогичное тому, что можно было увидеть на лицах хитрецов в старом телевизионном шоу "Невыполнимое задание", когда они были уверены, что выиграли, и вдруг осознавали, что на самом деле они на грани проигрыша.
Схема 2
Драматический треугольник С. Карпмана. Игра в спасение.
Преследователь («я-ок, вы-не ок»)
Жертва Спаситель («я-ок, вы-не ок»)(«я-не ок, вы-ок»;
«я-не ок, вы-не ок»)
В Схеме 2 отображен известный треугольник Карпмана, этот пример приводит Берн [Берн, 2002], поясняя, что каждый герой в драме или жизни начинает с одной из трех главных ролей: Спаситель, Преследователь или Жертва, в то же время исполнителем другой главной роли выступает другой человек. Когда происходит кризис, два актера движутся по треугольнику, меняясь ролями. Одно из простейших переключений происходит во время развода. В браке, например, муж является Преследователем, а жена исполняет роль Жертвы. Но когда подается заявление о разводе, роли меняются: жена становится Преследователем, а муж Жертвой, в то время как ее и его адвокаты исполняют роли Спасителей.
1.2.1. Историческая справка
Эрик Берн (Леонард Бернштейн) родился 10 мая 1910 в Монреале (Канада) в семье Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессиональной писательницы. В 1935 году Эрик заканчивает медицинский факультет МакГилловского университета, в котором обучался и его отец.
Эрик Берн был сорокашестилетним врачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу после пятнадцати лет работы [Харрис, 2004].
Со временем Эрик Берн стал видеть в каждом клиенте образ эго, связанный с детством человека. Берн понял, что образы эго есть у каждого человека, и назвал их состояниями эго. Он увидел, что «детское» состояние отличается от «взрослого», которое является своеобразной «вывеской» и потому наиболее заметно.
Позже Берн стал различать два взрослых состояния человека, одно - рациональное, которое он называл Взрослым, и другое – не обязательно рациональное, которое он называл Родителем, потому что оно, как правило, было скопировано с его родителей.
Постепенно он открыл значимость поглаживаний и структурирования времени. Он увидел транзакции, игры, времяпрепровождения и, наконец, сценарии. К концу 60-х годов его работа «Игры, в которые играют люди» (1964) была развита почти полностью. В первые годы своей работы Берн считал, что транзактный анализ хорош для формирования «социального контроля», позже он стал считать, что ТА выполняет основную терапевтическую работу.
С 1965 по 1970 год Эрик Берн был увлечен идеей развития сценарного анализа на основе понятия о сценарной матрице и сценарных запретах, и в этот период он написал свою книгу «Люди, которые играют в игры» (1972). Жизнь Эрика Берна оборвалась на взлете его научной карьеры, когда пришло признание, началась активная и плодотворная деятельность созданной им Международной ассоциации ТА, появились его последователи во многих уголках мира. Он умер от сердечного приступа в 1970 году [Штайнер, 2003].
1.2.2. Психологические роли и виды транзакций
Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если двое или более людей встречаются друг с другом... рано или поздно один из них заговорит или как-нибудь иначе проявит свое знание о присутствии других. Это называется транзактным стимулом. Затем другой человек заговорит или сделает что-то, имеющее отношение к стимулу; это называется транзактной реакцией.
Транзактный анализ - это метод изучения подобных взаимодействий (там, где я что-то делаю по отношению к тебе, а ты делаешь что-то в ответ) и определения, какой слой многоуровневой личности приведен в действие. Виды транзакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые [Харрис, 2004].
1. Комплиментарные (взаимодополнительные) транзакции
Реакция соответствует сообщению. На Родительскую позицию следует Детская реакция. На Взрослую - Взрослая. На Детскую - Родительская. Или на Родительскую Родительская, на Детскую Детская. Пример комплиментарной транзакции с пристройкой сверху[11]:
Врач | Пациент | ||
Доверься мне, все будет хорошо. | Готов слушаться во всем. |
Пример комплиментарной транзакции с пристройкой «на равных».
Врач | Пациент | ||
Шансов мало, но сделаем все возможное | Спасибо за прямоту, постараюсь быть мужественным. |
Пример комплиментарной транзакции с подстройкой снизу.
Врач | Пациент | ||
Прямо не знаю, как быть - Положение серьезное, я теряюсь. | Не волнуйтесь, при ваших знаниях и опыте моя болезнь - пустяк. |
Дополнительными называют такие транзакции, в которых векторы параллельны, т.е. ответная реакция соответствует стимулу. Отсюда первое правило общения Берна: пока векторы параллельны, общение может продолжаться неограниченно долго.
2. Перекрестные (мнимые, неудавшиеся) транзакции
Источники психологических конфликтов. Любые некомплиментарные транзакции, например:
Муж | Жена | ||
Ты меня все время критикуешь! | Ну, конечно, я во всем виновата! |
Второе правило общения Берна: если векторы пересекаются, общение прерывается, это «плохое» взаимодействие; или, обращаясь к клинической ситуации: если общение прервано, это обычно означает, что имеется пересекающаяся транзакция.
3. Скрытые транзакции