Смекни!
smekni.com

Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия его смягчения (стр. 4 из 5)

Когда цель не достигнута, продолжающей неудовлетворенности находится объяснение, что мы были не в состоянии предпринять исправляющих мер. Когда же мы преуспеваем в достижении наших стремлений, то это обычно не оказывает большого влияния на наши основные чувства, и тогда причину сохраняющейся неудовлетворенности находят в неправильности выбора цели или в недостаточности амбиций для ее достижения. Результатом является или подмена старой цели на новую, или увеличение амбиций того же самого типа.

В любом случае, неудача диагностируется неверно, поскольку является неизбежным следствием изначально неверной жизненной стратегии, которая в принципе неспособна приносить удовлетворение. Эта ошибочная модель, применяемая в широком масштабе, является причиной опрометчивой иррациональной погоней за различными грандиозными целями, которые ведут к гораздо большему страданию и еще большим проблемам в мире. Она может изжить себя на любом уровне значимости и богатства, так как она никогда не приносит истинного удовлетворения. Единственная стратегия, которая может значительно уменьшить это иррациональное влечение - полное высвобождение сознания, интегрирование травмы рождения в ходе целенаправленного внутреннего самоисследования и установление связи с трансперсональным уровнем психики.

Современные исследования сознания и психотерапия переживания обнаружили, что самый глубокий источник нашей неудовлетворенности и стремление к совершенству находится даже вне перинатального сферы. То страстное желание, что правит человеческой жизнью, в конечном счете надличностно по своей сути. По словам Данте Алигьери, «желание совершенства - это такое желание, которое всегда делает любое удовольствие неполным, поскольку нет в этой жизни радости или удовольствия столь великого, чтобы оно могло утолить жажду нашей души». ( Данте 1990)

В самом общем смысле, глубочайшие надличностные корни ненасытной алчности могут быть описаны с точки зрения концепции Кена Вилбера "Проект Атман" (Вилбер 1980). Наша истинная природа божественна - Бог, Космический Христос, Аллах, Будда, Брахма, Дao - и хотя процесс творения отделяет и отчуждает нас от нашего источника, осознание этого обстоятельства полностью никогда не утрачивается. Глубочайшая побуждающая сила психики на всех уровнях эволюции сознания заключена в возможности возвратиться к опыту переживания нашей собственной божественности. Однако сдерживающие условия последовательных стадий развития мешают нам всецело пережить полное освобождение в Боге и в подобии Богу.

Настоящий выход на ограничения личности требует смерти отделенного эгоизма, Я, умирающего в качестве исключительного субъекта. Из-за страха полного уничтожения и из-за цепляния за эго, человек вынужден соглашаться на заменители и суррогаты Атмана, которые являются специфичными для каждого конкретного этапа. Для эмбриона и новорожденного это означает удовлетворение, переживаемое в уютной матке или у вкусной груди. Для ребенка - это удовлетворение возрастных физиологических потребностей. Для взрослого диапазон возможных проектов мировой души Атмана становится шире; он включает помимо пищи и секса также деньги, славу, власть, внешность, знания и многое другое.

Благодаря глубинному ощущению нашей истинной сущности в полном единении с космическим творением и самим творящим началом, заменители любого уровня и масштаба (проекты Атмана) - всегда останутся неудовлетворяющими. Только лишь переживание своей божественности в холотропном состоянии сознания может когда либо наполнить наши глубочайшие потребности. Таким образом, единственный способ утоления ненасытной алчности находится во внутреннем мире, а не в извечных мирских стремлениях и замыслах разного вида и размаха. Персидский мистик и поэт Руми выразил это необычайно точно:

«Все надежды, желания, любови и привязанности, которые люди принимают за различные вещи - за отцов, матерей, друзей, за небеса, землю, дворцы, науки, деяния, еду и питье - святому известны как желания направленные к Богу, а все те вещи - просто завесы. Когда люди покинут этот мир и увидят Господа без завес, тогда они узнают, что все завесы и покровы, которые теперь составляют предмет их желаний, на самом деле та, одна единственная Вещь» (Hines, 1996)

На коллективном уровне:

Как биологические организмы, мы являемся включенными в окружающую среду, и решительным образом зависим от чистого воздуха, чистой воды и почвы. Наш наивысший приоритет должен быть отдан на защиту этих жизненных ресурсов, необходимых для выживания и здоровья. Никакие другие интересы, даже вопросы об экономическом доходе, националистических, идеологических, религиозных мотивах не должны главенствовать над заботами о здоровье и выживании индивидуума и человеческого вида. Как сказал Бакминстер Фуллер, мы - «космический корабль под названием Земля» с ограниченными ресурсами. Эта задача требует перехода на восстанавливаемые энергетические источники которые всегда будут доступны и не будут не загрязнять окружающую среду (солнечная энергия, энергия нулевой точки). Нельзя допускать производство материалов, которые не разлагаются микроорганизмами, не предусмотрев их утилизацию или же их уничтожение. Возрастающее химическое загрязнение воды, воздуха и почвы, накопление радиоактивных осадков, и замусоривание пластиковыми отходами поверхности океана, охватывающее площадь размером со штат Техас - все это должно быть серьезным предупреждением.

Наше единство с природой, так же как и со всем человечеством, диктует нам, что мы должны переступить расовые, сексуальные, национальные, культурные, политические, и религиозные границы и барьеры и создать планетарную цивилизацию. Насилие как приемлемый способ решения конфликтов должно быть устранено. Мы должны иметь устройство мира, для которого защита окружающей среды и человеческой жизни - самое настоятельное требование. Во внешней политике мы должны быть прежде всего сосредоточены на совместных усилиях, сотрудничестве, содружестве, а не на борьбе с врагами (и конечно же, не на создании для себя таких врагов). Соединенные Штаты с их невероятными научно-технологическими ресурсами и экономическими средствами должны стать ведущей силой в разработке альтернативных энергий. Эта цель заслуживает совместного усилия лучших умов в науке, сопоставимого с Манхэттенским проектом, она также может стать долгосрочным, радикальным решением серьезной политической проблемы. Ее успех сделает нас независимыми от ближневосточной нефти и устранит таким образом опасную экономическую зависимость от арабского мира. Она может стать самым эффективным способом борьбы с терроризмом мусульманского фундаментализма и с угрозой джихада. Следует развивать программы, которые помогут американской экономике, и в то же самое время помогут слаборазвитым странам стать нашими друзьями и снискать уважение в мире (например, помощь в развитии инфраструктуру в Индии, устранение голода и болезней, или орошение земель в Африке). Очевидно, что повышение жизненного уровня является самым эффективным способом борьбы с социальными волнениями и опасностью коммунизма.

Уроки холотропных состояний для психологии выживания

Некоторые из переживаний людей, переживающих холотропные состояния сознания, прямо связаны с сегодняшним глобальным кризисом и его взаимосвязанностью с эволюцией сознания. Они показывают что, мы воплотили в современном мире многие из существенных основ перинатального процесса, с которыми человек, вовлеченный в глубокое личностное преображение должен столкнуться и внутренне согласиться. Те же самые составляющие, с которыми мы встретились бы в процессе психологической смерти и возрождения в наших духовидческих переживаниях, приходят сегодня к нам в виде вечерних новостей. Это особенно верно в отношении явлений, которые характеризуют БПМ-3.

Мы, разумеется, видим чудовищное высвобождение агрессивности во многочисленных войнах и революционных переворотах в мире, в росте преступности, терроризма и расовых бунтов. Не менее драматичным и поразительным является снятие сексуального подавления и освобождение полового влечения, имеющие как здоровые, так и дурные последствия. Сексуальные переживания и различные способы полового поведения принимают беспрецедентные формы, проявляемые в половой свободе подростков, добрачной половой жизни, в гомосексуальности, половой распущенности и открытых браках, высоком уровне разводов, книгах сексуального содержания, играх и кинофильмах, садомазохистских экспериментах и во многом другом.

Демоническая составляющая также все более и более проявляется в современном мире. Возрождение сатанинских культов и колдовства, популярность книг и фильмов ужасов на оккультные темы и преступления с сатанинскими побуждениями являются подтверждением этого факта. Копрологический аспект очевиден в прогрессирующем индустриальном загрязнении, в накоплении отходов производства в глобальном масштабе и быстром ухудшении гигиенических условий жизни больших городов. Более абстрактной формой той же самой тенденции является возрастающая коррупция и деградация политических, экономических и религиозных институтов, включая американское президентство.