Смекни!
smekni.com

Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия его смягчения (стр. 1 из 5)

Станислав Гроф

Человечество в целом имеет в своем распоряжении колоссальные ресурсы в виде финансовых средств, технологий, рабочей силы мужчин и женщин. Современная наука разработала эффективные средства, способные решать большинство острых проблем сегодняшнего мира - бороться с большинством заболеваний, ликвидировать голод и бедность, снизить объемы промышленных выбросов и заменять разрушительное ископаемое топливо возобновляемыми экологически чистыми источниками энергии. Проблемы, которые стоят перед нами не экономического или технологического характера, их глубинный источник лежит внутри человеческих свойств.

В силу этих свойств гигантские ресурсы были растрачены на абсурдную гонку вооружений, борьбу за власть и на стремление к «неограниченному росту». Они также не позволяют осуществить более правильное распределение богатства среди людей и народов, переориентироваться с экономических и политических проблем на экологические приоритеты, от которых зависит существование жизни на нашей планете.

Дипломатические переговоры, административные и юридические меры, экономические и социальные санкции, военные интервенции и прочие подобные действия были безуспешными; по сути дела, они зачастую создавали больше проблем, чем решали. Теперь становится все более ясно, почему это происходило именно так. Стратегии, использовавшиеся для смягчения кризиса, проистекают из той же идеологии, которая его породила. Результаты анализа свидетельствуют, что нынешний глобальный кризис, прежде всего является кризисом психодуховным; он отражает уровень эволюции самосознания человека. Таким образом, сложно представить, как он мог бы быть разрешен без радикальной глобальной внутренней трансформации человечества и достижения им более высокой степени зрелости и духовной осознанности.

Задача наполнения человечества совершенно новым набором ценностей и целей может показаться слишком нереалистичной и утопичной, чтобы дать нам реальную надежду. С учетом определяющей роли насилия и алчности в человеческой истории возможность трансформации современного человечества в существа, способные к мирному сосуществованию со своими соседями вне зависимости от их расы, цвета, религиозных или политических убеждений, не говоря уже о сосуществовании с другими видами, бесспорно, не выглядит слишком правдоподобно. Мы стоим перед необходимостью внушить человечеству глубокие этические ценности, чувствительность к потребностям других, добровольное согласие на жизнь без излишеств и острое понимание экологических императив. На первый взгляд, такая задача выглядит слишком фантастической даже для футуристического фильма.

Однако, хотя ситуация серьезная и критическая, она может быть не так безнадежна как кажется. После более чем полувека интенсивных исследований холотропных состояний сознания, я пришел к выводу, что теоретические концепции и практические подходы, разработанные трансперсональной психологией, наукой, которая пытается интегрировать духовность и новую парадигму Западной науки, могла бы помочь смягчить кризис, перед которым мы все стоим. Эти исследования свидетельствуют о том, что радикальная психодуховная трансформация человечества не только возможна, но и уже фактически происходит. Вопрос только в том будет ли она достаточно быстрой, для того чтобы повернуть вспять нынешнее движение человечества к самоуничтожению.

Современное мировоззрение, миф и взгляды, лежащие в основе глобального кризиса

Старые воззрения, двигавшие вперед Западную технологическую цивилизацию, получили мощную поддержку и обоснование от науки, базировавшейся на Ньютоно-Картезианской парадигме и монистическом материализме. Эти воззрения на мир основаны на метафизическом допущении, что мир представляет собой жестко детерминированную механическую систему, в которой материя первична. Жизнь, сознание, разум рассматривались как случайный побочный продукт материи, практически счастливая случайность, которая произошла на незначительной части безграничного пространства по прошествии миллиардов лет эволюции инертных и химически активных неорганических материалов.

Согласно старым воззрениям, вселенная и природа не имеют направляющей разумной силы или креативного плана развития. Вся невероятное многообразие форм, вывяленное различными науками - от астрономии до биологии и квантново-релятивистской физики относилось на счет бессмысленных комбинаций материальных частиц. Неорганические материальные частицы случайно создали неорганические соединения, которые в свою очередь случайно организовались в живые клетки. Вся Дарвинская эволюция от одноклеточных организмов до человека рассматривалась как движимая случайными генетическими мутациями и естественным отбором. Согласно этим воззрениям, главным механизмом эволюции было выживание сильных и воинствующая стратегия эгоистического гена. Это казалось достаточным объяснением для преследования личных интересов в соревновании с и за счет других - от личной жизни до коллективных экономических политических и военных устремлений.

Эти постулаты были подкреплены выводами глубинной психологии разработанной Зигмундом Фрейдом и его последователями, согласно которым все наше поведение заключается в анализе, базирующемся на основных инстинктах. С этой точки зрения любовные чувства - это не что иное, как формирование реакции на нашу врожденную враждебность или десексуализированые интересы наших родителей, этические поведение основывается на страхе наказания, эстетические интересы - это психологическая защита от мощных анальных импульсов и т.д. Не будь общественных ограничений, пенитенциарных институтов и суперэго, созданных родительскими запретами - мы бы все погрязли в беспорядочном сексе, убийствах и воровстве (Фрейд: Цивилизация и ее неудовлетворенность). Религиозные верования и духовные интересы любого рода по сути дела относятся к суевериям, легкомыслию, примитивной веры в магию, навязчивым неврозам возникающим из-за подавления анальных импульсов и неразрешенного комплекса Эдипа или Электры, или в результате серьезной психопатологии (Фрейд: Тотем и Табу, Будущее иллюзии).

Наши нынешние научные воззрения обеспечивают прямо или косвенно, поддержку современной этике и стратегии жизни. Западное капиталистическое общество восхваляет личный успех за счет остальных. Представляется совершенно естественным создавать лучшее будущее для близкой тебе группы людей за счет других (например, разбазаривание невозобновляемых запасов природного топлива, выливающееся в загрязнение окружающей среды ради обеспечения высокого уровня жизни для себя, рассматривание убийства невинных граждан в других странах как «побочный эффект» в стремлении к обеспечению собственной безопасности и т.д.). Мы не в состоянии увидеть и оценить крайнюю важность сотрудничества, синергии и мирного сосуществования для выживания планеты. Нам также промывают мозги, внушая, что наше благосостояние прямо пропорционально и зависимо от материальных средств - личного дохода и собственности, роста валового национального продукта и т.д.

Есть и другие специфические проблемы относящиеся к нынешней политической ситуации в США, стране, которая в силу своей огромной экономической и политической мощи является ключевым игроком в глобальном кризисе. Демократические идеалы лелеются и защищаются, прежде всего, американскими либералами. Главенствующей философией этой группы является гуманизм, который, как правило, тесно связан с атеизмом, так как религиозные верования для этой группы представляются наивными и противоречащими здравому смыслу и научным воззрениям. Данный подход не занимается вопросами духовных потребностей, хотя история показывает, что эти потребности представляют собой важные и мощные силы присущие человеческой расе, более мощные, чем секс, которые Фрейд считал основным мотивационным фактором психологии (Эндрю Уэйл. Естественные разум). Социальных заботам либералов, их филантропическим усилиям, их пониманию экологических проблем, а также антивоенным выступлениям в их нынешней форме недостает более глубокого идеологического базиса и духовного фундамента. Их можно легко отмести прочь, так как признаки слабости чужды капиталистической ментальности.

Это видимо является основной причиной возрастающей популярности фундаменталистских и неоконформистских групп, представляющих свои идеи уже с использованием религиозной терминологии. Эти группы во многом нарушают основные принципы демократии, однако отвечают на духовные запросы своих последователей. Эти последователи предпочитают не обращать внимание на то, что их лидеры пичкают их бесполезными религиозными догмами и опасными и вводящими в заблуждение нелепостями, которые эксплуатируют их духовные потребности, но фактически не удовлетворяют их. Даже в такой искаженной форме намеки на божественное оказывают чрезвычайно сильное воздействие и могут затмить собой демократические идеалы и элементарную добропорядочность. Религия призванная объединять (religare = вновь объединиться) становится разобщающим элементом в мире, не только разделяющим одну конфессию от другой известными нам по истории методами («Мы Христиане, а вы - язычники», «мы католика, а вы - протестанты», «мы мусульмане, а вы - неверные», «мы евреи, а вы - гои»), но также и в специфических для Америки формах («мы избранные, мы приобщимся к Богу, мы объединимся с Иисусом, а вы останетесь там, где вы есть»).

Убеждения, двигающие вперед значительную часть фундаменталистских групп основываются на неправильной интерпретации Библейского описания Армагеддона и Апокалипсиса. Они настолько противоречат здравому смыслу и фантастичны, что представляли бы достаточно оснований для диагностирования психоза, будь они озвучены на приеме у психиатра. К сожалению, в современной Америке они овладели мыслями десятков миллионов человек и сумели пробиться в самые высшие эшелоны власти. Опасные тенденции в глобальной ситуации, такие как разрушение окружающей среды, загрязнение промышленными отходами, политические кризисы и рост насилия приветствуются этими группами, поскольку они являются признаками приближения Армагеддона и провозвещают неминуемое спасение, которое объединит их с Иисусом. И очень печально, что подобное помешательство влияет на политические решения на самом высшем уровне и имеет в своем распоряжении Американскую военную мощь. Неудачные сравнения горе-главнокомандующего войны на Ближнем Востоке с «Крестовым походом» взращивает настолько же ненормальную идеологию «джихада» в которую играют мусульманские фундаменталисты, что делает глобальную ситуацию еще более опасной.