Музей помогает современному человеку вести диалог не только с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком (Волкова Е. В., 1989), но и с землей наших предков, с природой.
Познание региональной фауны, использование коллекционных экспозиций и музейных фондов имеет двоякий результат: расширяет представления учащегося (школьника, студента) о системе и распространении по планете животного мира (первое) и видах животных родного края, «малой родины» (второе). Нередко именно в музее закладываются экологические знания о животных, о необходимости бережного отношения к ним.
В настоящее время большинство самых разнопрофильных музеев уделяют большое внимание развитию музейной педагогики, насколько позволяет их потенциал и общая содержательная специфика.
Разностороннее значение (в том числе просветительское, педагогическое) имеет один из крупнейших музеев природы России - Государственный дарвиновский музей, осуществляющий в последние годы двадцатого столетия интегрирующую функцию, объединяя музеи природы России в Ассоциацию естественноисторических музеев России и проводя координацию работы музеев по выявлению наиболее эффективных форм взаимодействия с их посетителями. Итоги деятельности этого музея, особенно значение в качестве центра формирования экологической культуры, обобщены А.И. Клюкиной (1999).
Особую форму деятельности развивает Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, обращающий внимание на семейную аудиторию (Васильева Л.А. и др., 2000). Следует заметить, что проблема семейного отдыха в музее сообществом музейных работников обсуждается давно (Клюкина А.И., 2000).
В этом же музее стало традицией проведение выставок художников-анималистов.
И. Портнова* (2003), анализируя значимость проведения ежегодной анималистической выставки в названном музее, обращает внимание на общность природы законов гармонии (так, в концертах Баха и ритмах деления клетки, мелодиях Чайковского и морской приливно-отливной ритмике обнаруживается замечательное единство - цикличность, по законам которой живет природа и человеческое общество). Она рассматривает современную анималистику как интересный поисковый жанр: если художники прошлого, создавая полотна или скульптуры (Делакруа, Клодт и др.) подчеркивали экспрессию животных, необузданность их инстинктов и свободолюбивый дух (животное в движении), то нынешние художники склонны выражать в своих произведениях психическую настроенность, эмоциональное сходство с человеческой психологией (динамика уступила место статике). Животные осмысливаются метафорически, а человеческие раздумия вносятся в сферу природы. И. Портнова считает, что в «новой» анималистике ощущается желание вернуть мир к гармоничной целостности, изменить отношение человека к «братьям меньшим», а поэтому изображаемые звери облекаются в причудливую фольклорную форму, приобретают черты обаятельности. Выставкой поднимается на новый уровень значимость зверя, создается основа для осмысления мира, углубления в природу и внутренний мир личности, протекающие «везде неразрывно и одновременно». Воспитательный (экологический) эффект такого рода анималистических выставок несомненен.
Согласно анкетированию, проведенному в Дарвиновском музее, около 25% посетителей приходят в музей с семьей. Причем компьютерное оснащение музея позволило ввести специальные программы, включающие наряду с обычными играми (для детей младшего возраста) занятия с определением сложных биологических терминов и объяснением законов, определяющих сложные природные процессы. В этой ситуации при ознакомлении детей с виртуальной экспозицией помощь родителей незаменима. Посещение музея всей семьей решает проблему совместного семейного досуга, способствует укреплению связи детей и родителей, часто обеспечивает рост авторитета родителей, демонстрирующих свои познания, умеющих ориентироваться в виртуальном мире.
Л.А. Васильева (2000) обращает внимание на одну важную стратегическую задачу, характерную для всех музеев - стремление к развитию разными средствами познавательного интереса детей, особенно через творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Эффективные индивидуальные методы работы (устные и письменные задания формального или игрового типа: кроссворды, логические задания по определению качественных признаков предмета и т. д.). Эффективны, по мнению этого педагога, и мероприятия, способствующие установлению диалога музейного работника и посетителя: экскурсанты действуют самостоятельно, им нравится отвечать, как нравится и сам процесс исследования.
Особенности восприятия музейной экспозиции определяются при ознакомлении с основами трудов ученых-музееведов А.В. Бакушинского (1981), Е.В. Волковой (1989), В.Г. Лурье (1982) и др.
Ознакомление с деятельностью ведущих музеев России и мира свидетельствует о том, что образовательный потенциал музеев имеет устойчивую тенденцию роста, обучение становится одной из важнейших прерогатив музея.
В некоторых музеях (в их особых рекреационных зонах) можно подробно изучить экспонируемые экземпляры с помощью интерактивной компьютерной программы, например «Птицы и звери... области» (Пермский областной краеведческий музей, Фадеева Т.В. и др., 2000).
Заслуживает внимания такая форма работы Государственного дарвиновского музея, как ведение биологического кружка (работает с 1948 года), организованного натуралистом П.П. Смолиным (Аулова Н.В., 2000). Благодаря основным принципам, заложенным более 50 лет назад, кружок функционирует и по сей день. Члены кружка, получившие в нем основу биологических знаний, на всю жизнь остались верными биологии в разных ее направлениях. Хотя занятия в кружке носят натуралистический характер, кружковцы приобретают дополнительные к школьной программе знания в области зоологии, ботаники и смежным (часто полевым) дисциплинам. Занятия ведут научные сотрудники, в основном выпускники кружка, специализирующиеся в различных областях биологии. Важнейшую часть работы кружка составляют выезды и экспедиции, позволяющие собирать материал для последующей научной работы. Н.В. Аулова обращает внимание на очень важную сторону его работы: создание предпосылок для взаимодействия поколений разного возраста от школьников до старших «бывших» кружковцев (студентов, аспирантов, специалистов в определенной области биологии). Это обеспечивает преемственность традиций музейного биологического кружка, формирует мотивации для последующей профориентации, создает основу непринужденной интерактивности между биологами разного уровня подготовленности, ненавязчивого приобретения нового, расширяющего биологический кругозор. Создается особая среда овладения биологическими знаниями, выступающая в роли важнейшего фактора развития познавательной активности учащегося.
В Дарвиновском музее реализуются специальные интерактивные программы: конкурсы, викторины, мастер-классы по лепке, оригами. В контексте нашего обзора следует отметить проведение анималистических конкурсов «Искусство и животные» (Дубровская Е.А., 2000), связанных не только с представлением рисунков посетителями, но и подготовкой специального зала для организации выставки, на которой они экспонируются. Для эрудитов проводятся интеллектуальные викторины, причем ответы на вопросы можно отыскать в экспозициях музея, поэтому победителями становятся самые внимательные экскурсанты.
Проблема детской аудитории волнует и педагогов - экскурсоводов Мемориального музея академика И.П. Павлова, которые считают, что одной из важных задач музея является воспитание молодежи, скажем, на примере жизни И.П. Павлова (Богдановская В.А., 2000). В этом плане особой актуальностью музея является использование его как очага духовной культуры. В.А. Богдановская на основе своего опыта считает, что детей более всего привлекают активные игровые формы приобщения к музею, возможность самим подготовить сообщения, участвовать в подготовке театральных действий, музейных праздников. Педагоги этого музея важной считают задачу и повышение «зрительской квалификации». Заслуживает внимания понимание ими необходимости интеграции в этом случае с педагогами детских дошкольных учреждений (ДДУ) и школ. В качестве наглядного материала широко используются театрализованные элементы, музыка. Привлекателен с педагогической точки зрения традиционный конкурс «музей глазами детей», на котором дети успешно сочетают познавательные элементы с художественными.
СИ. Милашевская, Е.Н. Серегина (Государственный музей им. Пушкина, 2000) считают, что познавательный интерес у детей в значительной мере развивает в современном музее игра. Она пробуждает фантазию и воображение, желание узнавать и активно участвовать в процессе творчества и достигает эффекта, если соблюдается при этом фасилитационная основа.
Заметим, что придает большое значение участию в образовательном процессе Русский музей изобразительного искусства, идеи и разработки которого успешно внедряются в музеи других профилей. Как известно, под его эгидой объединено в настоящее время несколько исторических памятников (в том числе «под открытым небом»), среди которых Летний сад и Кордегардии, последние станут Центрами музейной педагогики (уже давно существующей в Русском музее) и компьютерных технологий. Русский музей - методический центр для 250 российских музеев, периодически устраивающий стажировки (Кантор Ю., 2002. Мир Музея, 2002, 2(186),3-4).