Решающий аргумент: природа или воспитание
Мелисса произвела на свет двойняшек: мальчика и девочку. Джасмин она завернула в розовое одеяло, а Адама – в голубое. Родственники принесли массу мягких пушистых игрушек в подарок Джасмин, игрушечный футбольный мяч и футболку Адаму. Каждый нежно ворковал, пытаясь поговорить с Джасмин, но только женщины рисковали взять ее и побаюкать на руках. Когда появились родственники мужчины, то основного внимания удостоился Адам: разговаривали они гораздо громче, тыкали Пальцем в его животик, тормошили и высказывали предположения, что его ждет великое футбольное будущее.
Картина знакомая многим. Однако возникает вопрос: где корни подобного стиля поведения: в биологии или в воспитании, не меняющемся из поколения в поколение? Кто ответствен: природа или методика? Большую часть двадцатого столетия в – обществе превалировало мнение, что наше поведение и предпочтения связаны главным образом с воздействием социума и окружающей среды. Однако нам известно, что воспитание есть продукт вторичный – приемные матери, будь они женщины или обезьяны, отлично справляются с воспитанием детей. С другой стороны, ученые оспаривали это мнение, настаивая, что за наше поведение отвечают в основном химия, биология и гормоны. С 1990 года появились неоспоримые доказательства в пользу той точки зрения ученых, что к моменту нашего рождения базовые программы уже загружены в мозг. Тот факт, что мужчины – охотники, а женщины – воспитатели, до сих пор диктует стиль нашего поведения, приоритеты и убеждения. Фундаментальное исследование, проведенное в Гарвардском университете, показывает, что мы не только по-разному ведем себя по отношений к младенцу – мальчику или девочке, но даже пользуемся разным словарем. Девочке мы мягко говорим: <Ты – моя сладенькая>, <Ты – такая миленькая>, <Какая красивая малышка>, а мальчику – гораздо более громким голосом: <Привет, какой ты большой!> или <Ого, ну и силен же ты!> .Вместе с тем, преподнося девочке а подарок Барби и мальчику десантника, мы не программируем их поведение, мы усиливаем заложенное в них природой. Соответственно исследованиями ученых Гарвардского университета подтверждено, что отчетливо выраженное разное поведение взрослых в отношении мальчиков и девочек только подчеркивает уже имеющиеся у них различия. Подтолкните утку в направлении пруда, она поплывет. Взгляните в воду, и вы увидите перепонки на ее лапках. Сумев заглянуть ей в мозг, вы бы нашли там уже имеющуюся подпрограмму <плавание>. Пруд – это просто место, где утка случайно оказалась в данное время, и не наличие пруда является причиной ее поведения.
Исследования показывают, что мы не жертва социальных стереотипов, а, в первую очередь, биологически запрограммированная особь. Мы ведем себя не одинаково потому, что деятельность клеток нашего мозга организована иначе. Это заставляет нас по-разному воспринимать мир, по-иному располагать приоритеты и строить другую шкалу ценностей. Мы ни лучше, ни хуже друг друга, мы – разные.
Руководство по проблемам человеческого общения
Эта книгу можно уподобить путеводителю, помогающему понять чужую страну или культуру. В ней даны объяснения местным диалектам, фразам, жестам и проанализированы причины, почему аборигены ведут себя так, а не иначе. В большинстве случаев туристы отправляются за границу, не утруждая себя предварительным изучением местных обычаев, и быстро попадают впросак, поскольку местные жители не говорят по-английски, не едят гамбургеров и чипсов. Чтобы в полной мере насладиться чужой для вас культурой, вам следует сначала понять ее историю и эволюцию. Затем выучить базовую фразеологию и для первого знакомства приспособиться к чужому стилю жизни, чтобы глубже оценить характерные особенности другой культуры. Выполнив эти условия, вы не будете выглядеть и действовать как турист, то есть человек, который равное количество удовольствия получил бы от знакомства со страной, не выходя из дома, просто думая о других землях.
В этой книге даны советы, как насладиться и извлечь удовольствие из знаний особенностей противоположного пола. Но сначала вы должны составить себе представление об истории и эволюции мужчины и женщины. В этой книге вы найдете факты и реалии жизни. Она о живых людях, действительных событиях и имевших место в действительности разговорах. И вам не надо будет с трудом осваивать, что такое дендриты, мозолистое тело, нейропептиды, воображение по принципу магнитного резонанса и роль допамина в исследовании функций мозга. Нам пришлось нелегко, но мы постарались изложить все как можно проще, чтобы было легко читать. Мы имели дело со сравнительно молодой наукой под названием социобиология, предметом рассмотрения которой является зависимость поведения от генетической предрасположенности и результатов эволюции. Вы найдете в книге большое количество концепций, методик и стратегий, которые имеют научное обоснование и производят впечатление на первый взгляд очевидных и вполне согласующихся со здравым смыслом. Все методики, практические примеры и мнения, которые показались нам недостаточно обоснованными, мы отбросили. Предметом рассмотрения здесь выступает голая человекообразная обезьяна – обезьяна, управляющая миром с помощью мегакомпьютеров, способная высадиться на Марс, родословную которой можно проследить вплоть до прарыбы. Миллионы лет ушли на развитие биологической особи – человека, и вместе с тем мы оказались в технологическом, <политически выдержанном мире>, который либо не желает считаться с нашей биологией совсем, либо принимает ее во внимание в очень малой степени. Нам потребовалось более ста миллионов лет, чтобы прийти к обществу, достаточно развитому для запуска человека на Луну, но сам человек, подобно своим примитивным предкам, вынужден ходить в туалет даже на Луне. Люди могут выглядеть довольно разными, являясь продуктом разных культур, но внутри с точки зрения биологических потребностей и побуждений они одинаковы, Мы покажем вам, как наследуются и передаются из поколения в поколение разные характерные особенности поведения, и вы увидите, что культурных отличий в этом процессе практически нет. Теперь взглянем, как эволюционировал наш мозг.
Как мы ступили на этот путь
Давным-давно, много, очень много лет назад мужчины и женщины счастливо жили и работали в полной гармонии друг с другом. Каждый день мужчина отважно выбирался в опасный, враждебный мир, рисковал своей жизнью, охотясь, приносил еду женщинам и детям и защищал их от свирепых зверей и врагов. Чтобы он мог разыскать добычу и к тому же вернуться домой, у него должно было появиться высокоразвитое чувство направления, <навигационное> чувство, а без точного глазомера было невозможно поразить движущуюся добычу. Описание его работы требует всего двух слов: добытчик пищи – и это все, что от него требуется.
Женщина ощущала его высокую ценность, ведь он рисковал жизнью, заботясь о своей семье. Его успех измерялся способностью найти добычу, убить и принести домой, а самооценка, самоуважение были связаны с тем, насколько высоко женщина ценила его усилия. Семья зависела только от него, от его функции добытчика и защитника – и не от чего более. У него не возникало необходимости <проанализировать взаимоотношения>, и никому в голову не приходила мысль, что он мог бы вынести мусор или сменить пеленки у ребенка. Роль женщины была в равной степени очевидной. Природа присвоила ей функцию – вынашивать детей, и это определило путь се эволюции, специализацию, требующуюся для успешной реализации своей роли. Она должна была следить за своим ближайшим окружением, чтобы своевременно опознать признаки надвигающейся опасности, выработать в себе <навигационное> чувство ближнего радиуса действия, чтобы ориентироваться в непосредственной близости от дома. Кроме того, необходимым для женщины условием можно назвать умение подмечать незначительные изменения в поведении и внешнем виде детей и взрослых. Разделение функций предельно простое; он – добытчик, она – хранительница гнезда. Весь день женщины был посвящен заботам о детях, сбору фруктов, овощей и орехов, причем во взаимодействии с другими женщинами, входящими в группу. Ей не надо было беспокоиться о главном источнике питания или сражаться с врагами, и ее успех измерялся способностью поддерживать нормальное функционирование семьи в повседневной жизни. Степень ее самоуважения зависела от того, насколько высоко мужчина ценит ее умение обиходить детей и поддержать порядок в доме. Ее способность производить на свет детей считалась магическим, даже священным даром, поскольку она одна владела тайной жизни. Никто не ждал, что она пойдет на охоту, будет сражаться с врагами или менять электрические лампочки в пещере. Выжить было трудно, но взаимоотношения были несложными. И такой порядок вещей сохранялся сотни тысяч лет. В конце каждого дня охотники возвращались со своей добычей. Добычу делили на всех поровну, и каждый вместе со всеми съедал свою долю в общей пещере. Каждый охотник обменивался с женщиной: часть своей добычи на фрукты и овощи. После еды мужчины рассаживались вокруг очага, глазели в огонь, играли в игры, рассказывали истории и обменивались шутками. Таков был доисторический вариант телевидения с дистанционным переключением каналов или газеты, которой мужчина отгораживается от окружающей обстановки. Мужчины, уставшие после охоты, восстанавливали свои силы, чтобы завтра отправиться на нее вновь, Женщины ухаживали за детьми и заодно следили за тем, чтобы мужчина был сыт и как следует отдохнул Каждый ценил труд другого: мужчина не считался ленивым, и женщина не упрекала его в том, что он превратил ее в прислугу. Такая организация жизни и стиль поведения все еще существуют в примитивных сообществах в таких местах, как Борнео, частично в Африке и Индонезии, а также в среде австралийских аборигенов, новозеландских маори, иннуитов (эскимосов) в Канаде и Гренландии, В этих культурах каждый знает и понимает свою роль. Мужчины ценят женшин, а женщины – мужчин. Каждый видит уникальность вклада другого, обеспечивающего выживание и благополучие семьи. Но для мужчин и женщин, которые живут в цивилизованных странах, старый порядок нарушился. Вместо него воцарились хаос, сумятица и неудовлетворенность.