Смекни!
smekni.com

Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого (стр. 1 из 2)

.

Работу подготовила Законщикова О.С., экономический факультет заочное отделение II курс

Европейский институт экспертов

Санкт-Петербург 1999г.

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ . << Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем. >>

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Его задача -- открытие школ для крестьян , подбор учителей для них , составление курса преподавания и помощь учителям в их работе .

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой подверг и современную ему школу , в которой учат тому что не нужно народу.

Яснополянская школа, открытая в 1959 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование , работа школы , которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале <<Ясная Поляна>> , вызвала живой отклик в России и за рубежом , и была примером для подражания .

Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя . В знак протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность .

В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается педагогикой. В 1872 году , была издана составленная Толстым <<Азбука>> , в 1875 году , вышли в свет переработанная <<Новая азбука>> и четыре <<Книги для чтения>> . В то же время он составляет учебник арифметики и занимается методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ .

В своей статье 1874 года, <<О народном образовании>> он резко критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян.

В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии. В 1876 году , он получил разрешение открыть семинарию , но не встретив поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект .

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам.

Толстой в этот период в основу своей педагогической деятельности ставил свою <<толстовскую религию >> -- признание, что человек носит бога в << самом себе >>, всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает , что детей не только можно но и нужно воспитывать , и воспитывать именно в духе проповедуемого им <<очищенного христианства>>. Эти взгляды он высказывает в ряде писем и статей и в 1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе своего религиозно-нравственного учения.

Теория «свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества. Яснополянская школа.

Дав острую критику современной школы, Толстой противопоставил ей свою систему воспитания которую, стремился построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.

В своих педагогических исканиях в начале 60-х годов Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и потому недопустимо, считал, что надо ограничится лишь образованием, то есть передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только обучал детей чтению , письму , арифметике и т.п. . , но и проводил воспитательную работу. Таким образом, это одно из многих противоречий в педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал не против воспитания вообще , но против воспитания , которое проводилось в школах того времени, --против муштры и угнетения , против формализма и зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: << Критериум педагогики --только один --свобода>>.

В статье<<Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?>>Толстой высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка:<<Здоровый ребенок родиться на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе.… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра>>.

В этих словах -- идеализация ребенка, преклонение перед его природой, характерные для теории<<свободного воспитания>>.

Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей, большая любовь Толстого к детям.

Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность.

Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией.

Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье <<Яснополянская школа>>. Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.

Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, <<как начнем иной раз говорить о чем- нибудь интересном , так увлечемся , что проговорим до вечера>>. Домашних заданий не было . Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось , они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями , что им приходилось напоминать о том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался незавершенным.

Крупными недостатками Яснополянской школы были: недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.

Дидактические взгляды Толстого.

Вопрос о содержании обучения в народной школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным <<Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем>>, имея в виду обычную программу школы того времени -- чтение, письмо, арифметика, закон божий.

Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но обьем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей.

Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось, Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знания русской и славянской грамоты, учить счету, и закону божьему.

Наконец, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе <<очищенного христианства>>. Школу, в которой учитель <<ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии>>, Толстой называл пустячным делом.

В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал:<< Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних окажутся и противоречия и неясности… Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно>>.

Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение-- принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивление злу насилием, и т.п.

Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу.<<Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики>>, - писал Толстой.

Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.