Хотя гуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречат этому.
Согласно приведенной выше модели творческого процесса, креативы должны быть склонны к психофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так как творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Следовательно, единственный ограничитель творчества – истощение психофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям.
Аналогичные выводы о высокой тревожноности и плохой адаптированности творческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, как Ф. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие “нормальное” видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности.
Список литературы:
1. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. СПб., 1992.
2. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.
3. Гегель Ф. Эстетика в 4 т. 1968. Т. 1.
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб: Питер, 1997.
5. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Серия Науковедение, 1968. № 4. С. 69-73.
6. Большая Советская Энциклопедия: в 30 томах. – гл. ред. А.М. Прохоров,
изд. 3-е, М., 1978г.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
[1]Креативность (от лат. creatio – созидание) – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.
[2] Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. СПб., 1992. С. 15-16, 21-23.
[3]Нейротизм – свойство темперамента, характеризующее уровень эмоциональной устойчивости, впечатлительности и тревожности личности, противоположный полюс этого свойства – стабильность. Термин предложен Г. Айзенк.
[4]Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.
[5]Гегель Ф. Эстетика в 4 т. 1968. Т. 1. С. 47.
[6]Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.
[7]Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб: Питер, 1997.
[8]Конформность - усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы.
[9]Толерантность (от лат.tolerantia – терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
[10]Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Серия Науковедение, 1968. № 4. С. 69-73.