Смекни!
smekni.com

Как не стать рабами информационных технологий (стр. 1 из 2)

Медушевский В. В.

Компьютеры — основа информационных технологий — быстры, удобны, сплетают визуальную и аудиоинформацию, обеспечивают возможность легкого тиражирования материалов, почтовой связи, рекламы. Поисковые системы Интернета ориентируют в море информации, среди десятков миллиардов документов. Все так. Но когда полагают, будто информационные технологии радикально меняют основания жизни и образования, с этим необходимо не согласиться.

Вероятно, я был первым педагогом в СССР, под руководством которого была написана дипломная работа по компьютеризации музыкального образования. Было это более 20 лет назад, когда компьютеров в стране не было и в помине. Вот что моя дипломница (А. Подражанская) вывела из анализа западной литературы: началась эпопея с дифирамбов, а потом пришла пора критики и трезвенной оценки. И ныне, когда в странах, подобных Японии, выросло компьютерное поколение, стали для науки очевидными изменения в психике людей.

Но я хочу говорить не о психике, а об онтологии; не о душевном, а о духовном, что определяет судьбу мира: о самом явлении информации, о закручивании ее жертв в лживых информационных полях, толкающих цивилизацию к коллапсу. И о том, как противиться сему.

Ныне сбылось пророчество Шпенглера. "Твердость, римская твердость, — писал он, — вот что начинает господствовать в мире. Ни для чего другого скоро не останется места. Искусство? Да, но из бетона и стали. Поэзия? — Да, но поэзия людей с железными нервами и неумолимостью взгляда". Шпенглеровскому железному человеку страсть как подошли информационные технологии, которые он охотно грызет.

Но это половина правды. Человек железный льстит себе. Нервы-то у него как раз никуда не годятся. Умножение самоубийств достаточно красноречиво. Среди причин холодной жестокости — неврастенический страх, боязнь ответственной любви. В информационных полях свирепствуют проявления всех видов психических болезней. Я назову сейчас классические симптомы шизофрении — и вы узнаете в них облик СМИ: малозначимые подробности представляются более значимыми, чем предмет в целом или общая ситуация, что проявляется в обстоятельном пустословии речи — в масштабе культуры оно чудовищно. Далее — тупое безразличие к окружающему, бедность интересов, отсутствие планов на будущее… Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо проявляет себя в зомбированности нашептываниями СМИ. Гебефренический синдром, проявляющийся в дурашливости, нелепом поведении, манерности, гримасничаньи — так и слетает с экранов, перед которым засиживаются обреченные.

И вот расплата за коллективное сумасшествие — стремительное вымирание коренного населения США, всей Европы (кроме мусульманской Албании), христианских стран СНГ и России. Цифры и удручающую динамику цифр вы знаете: вымирание идет с ускорением. Его не остановить никакими материальными подачками, потому что отнюдь не бедность — его причина. Кто воспротивится Богу? Он прекращает род Иафета, когда-то горячо принявший Христа, ибо ныне его потомки по крови срамят имя Его. А Бог поругаем не бывает. Не постигнет ли и их судьба правнуков Сима по написанному: "Многие же будут первые последними, и последние первыми" (Мф. 19:30)? И когда остаток Европы православной войдет и Царствие и увидит дивное зрелище: "и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих" (Откр. 7:9), — не узнает ли в них потомков третьего сына Ноя — Хама? Вот уже 2,5 миллиона жителей Уганды — православные. Вот в жилах уже многих жителей Сибири течет китайская кровь. Не обретет ли новый русский Китай православной веры? О крещении Китая в России более полувека назад писал прп. Серафим Вырицкий (1866-1949), и призывал молиться о просвещении Востока. Но нам и о себе подумать надо, и покаяться, ибо, по пророчеству святых именно России предстоит возглавить покаяние мира.

Изменение цивилизационно-демографической карты мира ведет к мировым катаклизмам, к предвозвещенному в Апокалипсисе внезапному оглушительному падению мирового Вавилона. Западная цивилизация теряет дух жизни, становится цивилизацией обреченных смертников, которым не помогут ни армия, ни флот, ни космические вооружения. Апокалипсис советует нам отойти от Вавилона, дабы его падение не раздавило нас.

Как сумасшествие связано с явлением информации? Поговорим о ней. Она не норма, а вывих души. Что она с онтологической точки зрения?

Нам не обойтись без сравнительного богословского анализа информационных коммуникаций и нормального смыслового общения озарениями.

Начало такого анализа — в словах Христа, открывшего последнюю тайну жизни: "От избытка сердца говорят уста" (Мф. 12:34). От сокровища доброго или злого. Согласное с любовью Божией или противное ей, избранное сокровище образует последнюю цель жизни (индивидуальной и цивилизационной), план, программу, стратегию жизни, обусловливает ее благоуханное цветение или плесневение. Соответственно, определяет судьбу в мире сем и будущем. Целью выстроены силы души (ум, сердце, воля, внимание). Она пробуждает или убивает силы духа (совесть, жажда Бога, благоговейный страх Божий), стимулирует или угашает добродетели веры, надежды, любви; призывает или отторгает благодать (и тогда народами овладевают инфернальные силы разрушения).

Христос вслед за раскрытием тайны сердечного избытка тут же приводит актуальнейший для нас пример злого сокровища: праздное слово, за которое спросится в день суда. "Праздное" на церковно-славянском и по-гречески — "ленивое". Что может быть страшнее холодных слов и дел, не наполненных живым смыслом, не вынесенных из истинной сокровищницы сердца, из веры и вдохновения? Это тягчайший грех — преступное распространение равнодушия и неверия в обществе! Он тянет за собой всю бездну тьмы, и тогда жизнь окрашивается в цвета крови.

Он, этот грех, и образовал информационную среду современности. Привычка жить в суете недодуманных мыслей мертвого сердца обличают праздную — духовно-ленивую — установку жизни. Здесь причина и начало сумасшествия, индивидуального и цивилизационного. Мы ответственны пред Богом за состояние духа цивилизации — за его бодренность, подъем веры и национального самосознания или за уныние, всеобщее пьянство, отказ от деторождения, развал, деградацию и смерть своих стран. Как в физике температура тела является выражением средней скорости молекул, так видимый рост населения или скорость его вымирания говорит нам о состоянии духа нации. Ныне этот ртутный столбик зашел в область температур, не совместимых с жизнью.

Таковы последствия невинного (в наших глазах) греха духовной лени. А Господь настаивает на его тяжести. Вспомним историю ленивого раба, закопавшего талант в землю. Его постигла высшая кара — вечные муки.

Теперь можно сформулировать, что есть информация с духовной точки зрения. Она есть вид речи, принципиально отказавшейся от освящения славою красоты Божией. Она составляется, по апостолу, из смертоносных букв и не несет в себе духа жизни.

Эта операция над речью, отрывающая ее от сияния Божественного смысла, позволяет за ее мнимой объективностью прятать хитрый смысл, превращая ее в дезинформацию, используя как средство манипулирования сознанием, на чем основываются мировые информационные войны (бушующие реально в пределах христианской цивилизации).

Отличие информации от богозданного слова выявил бы анализ по упомянутым пяти позициям:

1. сокровище сердца,

2. настройка сил души,

3. настройка сил духа,

4. энергии веры, надежды, любви,

5. благодать Божия или бесовская энергия.

Но время не позволяет. Ограничимся потому краткими соображениями.

Святые отцы образ Божий в человеке сравнивали с зеркальцем. Если свободной волей оно направляется к Богу, то Он и отражается в нас огнем равности, светом, чистотою, красотой, любовью, совершенством. Отворачиваясь от Солнца правды и настраиваясь на тьму кромешную, оно начинает отражать и как бы всасывать ее. Человек становится темным, а "темные тьму любят".

Но чтобы свободная воля могла верно направить жизнь, ей необходим точный ориентир — нужна компасная магнитная стрелка, указывающая абсолютную точку отсчета. Такую стрелку с несомненностью и дал Бог живой душе. Ею является интуитивное знание Бога, влечение к Нему, совесть, благоговейный трепет. "Всякая душа — христианка", — доказал анализом языка язычников Тертуллиан. А у человека, выхолощенного дьявольски повернутыми информационными технологиями, магнитная стрелка заменена деревянной, бесчувственной. Информационное слово, не предусматривающее послезвучания в совести, — и есть духовно не ориентированное слово. Дереву все равно, как им вертеть. Именно потому СМИ получили возможность внушать обществу любую, самую абсурдную мысль. Таким способом выстраивается искусственная цивилизация мертвецов, цивилизация-самоубийца.

Для полноты картины добавлю, что исторический процесс информатизации культуры протекал не только в газетах, которые в момент их появления люди определили как записанную сплетню (прообраз современных СМИ), но и в науках и искусствах. В музыке, в частности. Достаточно сравнить, например, виртуозность как горение славы Божией, как ликующую отвагу (что отвечало высшей добродетели virtus "честь, доблесть, отвага") с теперешним пониманием ее как "спортивной злости". Или возьмем кривляющуюся интонацию попсы — не явно ли воспроизводит она в себе гебефренический синдром шизофренической цивилизации?

Еще несколько примеров смысловых изменений. Информатизация речи приводит к информатизации языков — вербального и художественных. Слова обрезают связи с исходным всеединящим смыслом.

Что такое экономика, экономия? Домостроительство тайны спасения, домостроительство Божией благодати, как это слово впервые употребил апостол Павел? Нет, апостольское понятие экономии Лютер свел к идеалу бережливой жизни, а далее оно, все больше отрываясь от благодати Божией, становилось просто обозначением хозяйственной деятельностью без вышней цели.