Перейдем к описанию символических значений отдельных классов изображений.
Животное
Рисунок животного выражает бессознательное отношение к проявлениям витальности.
1. Домашние животные.
Выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции “приручить” свою жизненную энергию. “Собака” — тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.
“Кошка” —
потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение нссловесного взаимодействия словесному. “Птицы в клетках” и “рыбы в аквариумах” — тенденции к подавлению сигналов своего тела,
самоподавлению __ стремление к
подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования. “Корова” и другие “полезные” животные, служащие источником питания — отождествление себя с ролью “кормильца” или “кормилицы”, стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное).
“Вьючные животные” — при негативном отношении к персонажу — “на мне все ездят”. Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении — восприятие свой витальности и телесности как источника энергии и силы.
2. Дикие животные.
Их образы могут быть выбраны по разным основаниям.
Выбор конформного образа.
Например, “голубь — символ мира, а я очень добрый человек”. Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью.
Выбор “презираемых” подземных и ночных животных — представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.).
Опасные животные (скорпионы, волки и др.), символизирующие угрозу жизни для человека, — восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей. Тенденции к самоподавлению.
Животные, символизирующие силу, власть или особые способности (слоны, львы, орлы и др.) — восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.
Животные — сказочные герои интерпретируются и соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у человека,
3. Стилизованные и фантастические животные — персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки Маус и т.д.) — отказ от анализа проблем своей витальности.
4. Изображение конкретных животных, принадлежащих человеку. Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.
* От лат. vita — жизнь (жизненная сила, жизненная энергия).
** Общеизвестный, безличный.
Растение
В общем случае этот персонаж отражает отношение человека к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам: способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению): степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное),
Выбор конформного символа
(“береза — символ женственности”, “мимоза — мой любимый праздник — Восьмое марта”). Отказ от анализа проблем своего развития и личной истории.
Комнатные растения в горшках - отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего детско-родительской, ситуации.
“Полезные” растения (овощи. фрукты, продукты питания) — идентификация с ролью “кормильца” или “кормилицы”.
Букет в вазе интерпретируется в зависимости от отношения человека к изображаемому (“бедные растения, сорвали, скоро они увянут” или “прекрасный букет, который принесли мне в подарок”). Может отражать отношение человека к перемене ситуации (“отрыву от корней”), выходу из детско-родительских отношений.
Деревья с висящими плодами — отождествление с родительской ролью и желание “остановить” процесс отделения своих детей. “Колючие” растения (кактус, чертополох и др.) агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира. Растение без верхушки -чувство неопределенности будущего.
Неодушевленный предмет
В общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения человека, “не может умереть”, выражает стабильность или является предметом потребности. Иногда в качестве дополнительного вопроса можно предложить представить этот предмет живым и описать его жизнь. Неодушевленный предмет может символизировать то. что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может “бросить” владельца по своей воле.
Человек
Если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.
Напомним, что во всех случаях необходим опрос испытуемого для уточнения значений рисунков.
Методика “Четыре персонажа” может быть использована не только в индивидуальном, но и в семейном консультировании. В этом случае надо предложить нарисовать в виде четырех
персонажей не только себя, но и других членов семьи (супруга, детей, родителей). Затем можно сравнить и обсудить полученные рисунки но принципу: “я — в своих глазах” и “он — моими глазами”.
Для стимулирования процесса самопознания у человека, ему можно предложить выполнить рисунки на довольно абстрактные, но связанные с его проблемой темы. Например, нарисовать рисунки “Мой страх” (для детей — “Чего я боюсь”) и “Мое желание” (для детей -- “Чего я хочу”). Укажите, что можно изобразить не один страх или желание, а несколько. В ходе дальнейшей беседы по рисунку можно конкретизировать и уточнить запрос, а также получить дополнительную информацию.
Мать 8-летнего мальчика, рисуя “Мой страх”, изображает школьный дневник сына с “двойкой” (“я каждый день боюсь, не схватил ли он опять двойку”). Ребенок же, успевающий средне, к получаемым им “двойкам” относится спокойно. На рисунке “Чего я боюсь” он изобразил популярного героя фильмов ужасов. На вопрос: “Что самое страшное может произойти, если сын получит “двойку”?” — мать отвечает: “Ну не знаю”. Вопрос: “А как бы Вы ответили, если бы знали?” Мать: “Лично я никогда не получала “двоек”, я была круглой отличницей, хотя родители от меня этого не требовали. Они считали это обычным, поскольку и сами в школе учились хорошо. Но мне кажется, что если бы я в школе получила “двойку”, то умерла бы от стыда”.
В данном случае боязнь “двойки” у ребенка есть проявление преувеличенного стремления к совершенству, принятого в этой семье, где быть успешным настолько естественно, что даже не требует обсуждения. Мать не замечает, что ее ребенок тоже чувствует себя благополучным, но не связывает это с оценками. Таким образом, поведение ребенка ставит под сомнение ее устоявшееся отношение к себе, чего она и боится.
Желания ребенка, выраженные в образной форме, позволяют психологу напрямую обратить на них внимание родителей. Более того, можно даже оговорить с родителями список желаний ребенка, на удовлетворение которых он имеет право, не спрашивая у них разрешения.
В рисунках на тему “Мои желания”, сделанных родителями, нередко ведущей оказывается тема, касающаяся других членов семьи (“хочу, чтобы он поступил в МГУ”). Тогда психолог может вернуть родителей к инструкции о рисовании именно своих желаний, не связанных с поступками других людей. Это особенно важно в работе с семьями, где есть подростки, поскольку способность помочь им взрослеть неразрывно связана с возвратом к своим личным, не связанным родительской ролью, желаниям.
Одним из вариантов данной методики является рисунок состояний и переживаний, напрямую связанных с запросами человека. Это позволяет выявить скрытые барьеры на пути решения проблемы.
Например, молодой человек жалуется на неуверенность в себе при общении с людьми. Тогда его просят изобразить это состояние на рисунке в предельно общем виде или же конкретно (рис. 6). После этого человеку предлагается изобразить на другом листе прямо противоположное состояние и назвать его.
И следующий рисунок он называет так: “Уверенность в себе, наглость, хамство”. На вопрос: “Считаете ли Вы, что наглость и хамство всегда сопутствуют уверенности в себе?” он отвечает: “Естественно”. Это позволяет прояснить, что мешает молодому человеку справиться со своей проблемой: неадекватное обобщение не позволяет ему выработать новые способы поведения, поскольку ни один человек не будет стремиться к выработке в себе качеств, которые он осуждает с моральной точки зрения.
Рисование переживания и того, что ему прямо противоположно, позволяет выявить те неконструктивные установки, в преодолении которых как раз и необходима помощь психолога. Ведь только их образное предъявление часто впервые сталкивает человека с ними лицом к лицу.
Методики “Четыре персонажа” или “Рисунок переживаний” открыты для их модификации и творческого использования. Главное для авторов — стимулировать ваше собственное воображение, интуицию и способности к интерпретации символов. Мы надеемся, что, используя эти приемы, а возможно, и творчески модифицируя их, вы получите свой собственный уникальный опыт и укрепите в себе чувство профессиональной компетентности.