Загвоздкин В.К.
Что понимать под альтернативой?
Обратим внимание на два основных значения понятия «альтернатива». Во-первых, альтернатива – это существование возможности выбора, мы можем выбирать между разными путями, разными направлениями. Во-вторых, понятие альтернативы, актуальное, в частности, для образования, состоит в том, что могут существовать разные педагогические системы и направления, и эти подходы альтернативны друг другу, т.е. их невозможно практически соединить.
Конечно, можно позаимствовать из разных педагогических систем отдельные элементы, самые лучшие, и соединить их. Но так получается не всегда. Например, проектный подход в обучении, ориентированный в первую очередь не на знание, а на действие и направленный на формирование ключевых компетенции, очень трудно соединить с обычным традиционным подходом, потому что там все другое: организация обучения, распределение часов, роль учителя, подготовка учителя. Каждый подход в педагогике тянет за собой, как хвост, целый ряд следствий, которые меняют всё.
При учителецентрированной педагогике учитель находится во главе класса и преподает, стоя или сидя перед ними. Это влечет за собой и соответствующую форму помещения – то, как организован класс, как сидят ученики. Если же мы возьмем принцип групповой работы, он будет определять иную организацию работы учеников, другую расстановку столов в классной комнате. Получается, основной принцип той или иной педагогики влечет за собой массу других вещей: и распределение времени к течение дня, и форму контроля результата и т.д. И мы не можем их соединить. Их невозможно соединить не потому, что они, допустим, противоположны, а потому что реальное время ограничено и приходится выбирать. То есть, конечно, теоретически говорить о соединении различных альтернативных подходов можно, но в жизни приходится выбирать.
Уход от единого методического принципа
Что касается вальдорфской педагогики, нужно отметить, что она наиболее сложная по сравнению с другими педагогиками, например с педагогикой М. Монтессори или педагогикой Дж.Дьюи. Прежде всего потому, что здесь не берется за основу какой-то один принцип, который затем проводится через всю систему и из которого мы можем дедуктивно вывести вообще все. Например, Монтессори-педагогика построена на идее, что ребенок развивается сам. Это альтернатива тому, что взрослый извне, своими действиями направляет – читай: навязывает – ребенку, как и с какой скоростью ему развиваться. «Помоги ребенку сделать это самому» – девиз педагогики. Дидактический материал выстраивается таким образом, чтобы ребенок, самостоятельно занимаясь с ним, развивался в самодвижении. Конечно, идея саморазвития – это важная идея, и она должна присутствовать в любой педагогике, но здесь она проводится начиная с дошкольников через всю систему как основной принцип.
Вальдорфская педагогика отличается тем, что считается с глубокими метаморфозами развития ребенка в разных возрастах и на разных ступенях. В зависимости от этого подходы кардинально меняются. Вальдорфский детский сад – это одна ситуация, младшая и средняя школа – это две абсолютно другие ситуации, а старшая школа – еще третья ситуация. Это первое, что нужно учитывать.
Второе – это методология отдельных предметных областей. Здесь, казалось бы, и можно взять за основу некий единый методологический принцип. Скажем, тот, что есть чувственное познание и есть теоретическое познание – знаменитый принцип развивающего обучения, который проводится по всем предметам. Вальдорф же говорит, что каждый предмет имеет свою собственную внутреннюю логику. Допустим, у словесности (речь, слово, литература, история, гуманитарное) есть своя методология. Естественнонаучное направление имеет свою. Живая и неживая природа – две свои методологии, два разных типа мысли. У Штайнера в книге «Теория познания гётевского мировоззрения» дается такая система наук, и каждая наука имеет свою методологию в соответствии с качественной особенностью своего предмета.
Таким образом, применительно к вальдорфской педагогике мы можем говорить о плюрализме методов и методологии. При наложении метаморфозы возрастов на методологический и методический плюрализм каждый раз появляется некоторый свой подход в определенном возрасте для каждого предмета.
Основные положения
Пожалуй, все-таки можно высказать некоторые фундаментальные принципы, которые объединяют всю вальдорфскую педагогику в единое целое. Во-первых, это принцип целостности, опирающийся на понимание человека как цельного троичного существа, «состоящего» из тела, души и духа, которые обусловливают друг друга, а в педагогике выступают как целостность мышления, чувства и воли.
Педагогика построена таким способом, что в учебном плане эта целостность сохраняется. То есть, наряду с когнитивными или знаниевыми компонентами, выделяются еще эстетический и практический, как отдельные линии содержания образования. Каждый день и в каждом предмете стараются задействовать всего человека. Урок начинается с того, что дети заходят в класс и включаются в его ритмическую часть – они двигаются, читают хором стихи, в особенности в младших классах, поют. Ритмическая часть объединяет художественный элемент, элемент движения – задействованы телесность, фантазия, творческое самовыражение. Так происходит каждый день, в младших классах до 20-30 минут. Потом наступает так называемый основной урок, похожий на наш обычный урок. Но и он обладает ритмическим членением, активность учителя и активность учеников сменяют друг друга, интенсивное включение и внимание и пауза, выдох, когда можно походить по классу, и т.д. Завершается все рассказом учителя в конце урока. Получается, что каждый урок – небольшая художественная композиция, пронизанная музыкально-ритмическим элементом.
Можно ли учесть детскую картину мира
Допустим, география. Географию можно охарактеризовать, указав, сколько учебных часов на нее уходит как на учебный предмет. Но разве можно представить себе географию без похода, без рисунка пути из дома в школу – первой маленькой карты, как ее делают в вальдорфской школе, первой привязки к земле, когда ребенок считает расстояние собственными маленькими шагами? География рассматривается не сама по себе, как учебный предмет, а в ее связи с человеком, с развивающимся человеком. А это в данном случае важный психолого-педагогический принцип. Мы не только преподаем географию, но и способствуем развитию пространственного сознания ребенка. Альтернатива этому – дать маленькому ребенку-дошкольнику глобус (как это происходит в одной тоже альтернативной педагогике) и сказать: вот это твоя земля, твой мир, в котором ты живешь! Это очень мило, но при этом совершенно не учитывается то, как ребенок переживает, видит мир изнутри самого себя. Глобус – результат тысячелетнего развития науки – преподносится как готовый результат. Вальдорфские педагоги говорят: нет лучшего способа повредить способностям ребенка, чем предложить ему в готовом виде результаты научного познания. А ведь именно на этом принципе построен любой современный учебник.
При этом нужно учитывать, что только в III-IV классах ребенок пробуждается для реальности, до того он живет в мире своей фантазии, он еще не совсем родился для нашего предметно-пространственного мира. Вот мы идем смотреть Кремль на уроке москвоведения, учительница: «Дети посмотрите, какая красота!» А дети бегут на горку и весело сбегают с нее, изображая птичку, им этот Кремль пока ни о чем не говорит, хотя речь идет уже о III классе. А вот птички, горки – это их мир. Чем младше ребенок, тем важнее, что и как он внутренне переживает, (эмоциональное состояние, заинтересованность, плохо ему или хорошо).
Вальдорфская педагогика учитывает этот «жизненный мир» ребенка, то есть то, как ребенок видит и ощущает мир. Она старается идти ему навстречу, а не подминать ребенка под себя, навешивая на него «научные понятия». Поэтому география начинается в том возрасте, когда ребенок пробуждается к этому реальному пространственному миру. Предметы появляются в учебном плане школы параллельно с тем, как ребенок начинает пробуждаться к этому миру, рассматриваются через призму становящегося ребенка, через его мышление, чувства и волю или тело, душу и дух. Такой психолого-педагогический принцип доминирует здесь. То же самое и с другими предметами. Например, грамматика вводится только в III классе, так как способствует укреплению растущего самосознания ребенка. До этого ребенок еще совершенно слит с языком. И это для ребенка – хорошо: эмоционально-наполненная, насыщенная переживанием жизнь в языке, которая «умирает» в абстрактной грамматике. Поэтому слишком раннее преподавание грамматики, согласно вальдорфской философии, вредит ребенку.
«Жизненный мир» – термин феноменологической философии Гуссерля – играет большую роль в зарубежной теоретической педагогике. В настоящее время он упоминается в официальных документах, издаваемых министерством образования (культуры) Германии, как необходимый принцип. Этот подход, важная составляющая гуманизации школы, через феноменологическую педагогику стал признанным общепедагогическим достоянием. А вальдорфская педагогика показывает возможный путь его реализации в практике школьного преподавания.
Педагогика – следствие типа управления?
Современное образование в основном ориентировано на теоретический тип научного знания, на естественнонаучные и инженерно-технологические модели мышления. В то же время в отечественной теории педагогики постоянно ведется спор и осуществляется критика сциентизма. Существует термин, невозможный ни для одной европейской страны, – гуманитарные или гуманистические технологии – это все равно что деревянное железо, ибо как гуманитарная, так и гуманистическая парадигма была сформулирована и распространилась как альтернатива технологическому направлению, отталкиваясь от него. Это противоречие, так сказать, внутри теории.