Смекни!
smekni.com

Башня терпимости (стр. 1 из 5)

Медведева И. Я., Шишова Т. Л.

Одно из модных словосочетаний сегодня - "информационный повод". С него и начнем. 14 января 2003 г. в музее им. А. Сахарова открылась выставка "Осторожно, религия!" Название вполне соответствует принятым в правозащитной среде политическим лозунгам типа "Осторожно, диктатура!" или "Осторожно, фашизм!" И вызывает необходимые ассоциации. "Склейка" примитивная, топорная. Цель - уравнять религию с фашистской диктатурой.

Кто тут без штанов?

Хотя каких уж особых изысков можно было ожидать от участников такой экспозиции, один из которых, А.Тер-Оганьян, несколько лет назад орудовал топорно в буквальном смысле слова, разрубая топором иконы на выставке в Манеже и преподнося это как новое слово в искусстве перформанса. А другой (О.Кулик) в какой-то момент своей творческой биографии так примитивизировался, что оголился, встал на четвереньки, залез в клетку и, изображая собаку, гастролировал по цивилизованному миру с долго не ослабевающим успехом. Американцы оценили фантазию художника по достоинству. Они приезжали в Нью-Йорк из самых дальних штатов, чтобы посмотреть, как собака-Кулик жадно лакает из миски, рычит и гавкает, грызет кость и испражняется. Некоторые зрители русского перформанса рыдали от умиления и признавались, что в Америке давно не было такого чудесного, трогательного зрелища. Остальные участники выставки в Центре Сахарова (их было около сорока) пока не обладают мировой известностью, но, вероятно, на нее рассчитывали. Все экспонаты мы описывать не будем. Упомянем лишь некоторые. В.Мамышев-Монро, по его собственному определению, "художник, востребованный новой Россией", представил имитацию иконы Спасителя с прорезями вместо лика, рук и Евангелия. Посетителям предлагалось "вставиться" в прорези и сделать снимок на память. Фотоаппарат услужливо стоял на треножнике и ждал заказчика. Другой изобретатель, А. Косолапов, прибывший из США (вероятно, для того, чтобы осчастливить свою отсталую историческую родину последним словом постмодернистского искусства) повесил рекламу "Кока-Колы", на котором рядом с логотипом напитка был лик Христа и надпись "It's my blood" ("Сие есть кровь Моя"). Среди других экспонатов - фотография голой бабы, как бы распятой на кресте; фотография Животворящего Креста с развешенной на нем гирляндой сосисок. А на потолке выставочного зала - тоже крест, только составленный из нарисованных голых тел в непристойных позах. Были в экспозиции и оскверненные иконы, и демонстрируемая с монотонным садизмом на видеоэкране отрезанная рыбья голова, которая трепыхалась в луже собственной крови (по-видимому, подразумевалась агония христианства, ведь рыба - древнейший христианский символ). Не знаем, была ли выставка удостоена внимания зрителей до того дня, когда туда пришли шестеро мужчин, которые поступили так, как должен поступить любой верующий человек, увидев глумление над своими святынями: они их, как могли, защитили. Нет, не взорвав выставочный зал и даже не двинув в челюсть хотя бы одного из "творцов", а лишь замазав особо пакостные места краской из баллончиков. Да еще написав кое-где той же краской нелицеприятные, но справедливые слова про виновников безобразия... Милиция приехала незамедлительно, через 4 минуты после вызова, и схватила "вандалов". Как сказал потом на пресс-конференции директор Центра Ю. Самодуров, "такая милиция меня устраивает". На той же пресс-конференции, которую провели "жертвы вандализма", журналистам раздали текст заявления. В нем, в частности, говорилось: "Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова и все участники выставки "Осторожно, религия!" считают абсурдом обвинения нас в желании оскорбить чувства верующих." А "погромщиков... что бы они о себе ни говорили, нельзя считать православными христианами - они хулиганы." Вот так: "нельзя считать" - и баста. В который раз убеждаешься, что театральный абсурд меркнет рядом с абсурдом жизненным. Мало того, что хулиганы-богохульники называют хулиганами тех, кто сделал попытку от них оборониться. Так они еще уполномочили себя оценивать, кто хороший христианин, а кто - плохой. Все равно как хозяйка публичного дома стала бы главным экспертом по вопросам нравственности и выдавала бы характеристики для поступления в институт благородных девиц. Прямо не знаешь, чего здесь больше: наглости или глупости. А может, дело просто в невежестве? В низкой культуре? В том, что А. И. Солженицын когда-то метко назвал "образованщиной"? Выступая на этой пресс-конференции, знаменитый правозащитник С. А. Ковалев с пафосом заявил, что "погромщики" не смеют называть себя христианами, потому что в христианстве нет и не может быть никакого насилия. И был искренне обескуражен напоминанием кого-то из сидящих в зале, что Христос бичом изгнал торгующих из храма. А уж когда ему напомнили про Николая Чудотворца, давшего на Никейском соборе пощечину еретику Арию, Ковалев, похоже, вообще перестал понимать обращенную к нему речь. Как будто с ним вдруг заговорили по-китайски. Хотя некоторые другие его высказывания малой образованностью объяснить трудно. Так, желая метафорически проиллюстрировать поведение "вандалов", он сравнил его с... эксгибиционизмом. Дескать (цитируем по памяти), это так же непристойно, как снять штаны в приличном обществе. Что сказать про такую сентенцию? В нескольких метрах от зала, в котором это произносилось, - похабщина, где сплошные "снятые штаны", а защитник этих снятых штанов почему-то не смог найти более уместного для данного случая сравнения. Так и хотелось выкрикнуть с места: "Это кто тут без штанов? А - без головы?" Но может, виной всему не образованщина и даже не глупость, а что-то третье? Оставим пока эти предположения без ответа и перейдем к сути. К тому, собственно, ради чего мы и затеяли свой очерк.

Психоанализ как инструмент политики

На пресс-конференции много раз звучало слово "толерантность". Можно сказать, оно не сходило с уст, было центральным, ключевым. Именно она, толерантность, в качестве наивысшей добродетели противопоставлялась вандализму погромщиков. А ведь совсем недавно большинство людей и слыхом не слыхивало ни про какую толерантность. Не знали, с чем ее едят. Теперь же пропаганде толерантности придается такое большое значение, что она вот-вот может стать предметом специального изучения в школе. Министерство образования РФ при поддержке ЮНИСЕФ осуществляет государственную программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". С 2000 г. издается "Библиотека психологии и педагогики толерантности", ответственным редактором которой является А. Г. Асмолов, в свое время стоявший у истоков так называемого "полового воспитания российских школьников". Кто знает, может бывший замминистра образования в недалеком будущем получит портфель министра толерантности? Что ж, пора, наверное, поинтересоваться значением этого новомодного слова. "Tolero" - переносить, терпеть, поддерживать, сдерживать, кормить. Отсюда: "tolerans", "tolerantis" - терпеливо переносящий, выносливый. "Tolerantia" - терпеливость, терпение." (Латино-русский словарь, М., Флинта, Наука, 1999 г.) Теперь заглянем в "Биологический энциклопедический словарь" (М., "Большая российская энциклопедия", 1995 г.): "Толерантность" - (от лат. "tolerantia" - терпение) - иммунологическое отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам. Термин введен в 1953 г. П. Медаваром для обозначения "терпимости" иммунной системы организма." Так что с медицинской точки зрения самым толерантным организмом следует считать тот, который, скажем, сплошь поражен раковыми метостазами. Не в силах человек с такой высокой толерантностью сопротивляться экспансии атипичных клеток. Примерно в те же годы понятие толерантности появилось и в западной психологии с легкой руки сторонников биологизаторской теории. Вкратце суть сводится к следующему. Если человек сталкивается с чем-то, вызывающим у него чувство протеста, неприятия, возмущения, то он должен "канализировать" эти негативные чувства в русло, безопасное для объекта (или субъекта) возмущения. Такое умение было названо "толерантностью". Помните, как воспитывали толерантность в Японии? Рабочий, которого оскорбил начальник, должен был потерпеть до обеда, а потом в специальном кабинете психологической разгрузки ему предоставлялась возможность "канализировать" свою агрессию, отдубасив резиновое чучело оскорбителя. Что же означает пресловутая толерантность сегодня и зачем ее так усиленно закачивают в общественное сознание? Ныне это объемное, комплексное понятие, вобравшее в себя и "ослабление иммунологического ответа (т.е. сопротивления) на данный антиген", и канализацию протеста в безопасное русло, и, конечно, терпение, но об этом позже. Применительно к нашему обществу в роли "антигенов" выступают явления, разрушающие культуру, традиционный уклад, привычные представления о должном и недолжном, о дозволенном и запретном, о добре и зле. Что такое мат, который наши прогрессисты решили интегрировать в литературную речь? Типичный антиген. И сопротивляемость, иммунность общественного организма по отношению к мату заметно снизилась. Общество стало более толерантным. Мало того, что приблатненные подростки, не боясь замечаний взрослых, громко сквернословят на улице, так теперь и мужчины вполне респектабельного вида беззастенчиво матерятся при женщинах, а те благодушно улыбаются или отвечают тем же. Очень повысилась толерантность и к демонстрации интимных сторон жизни. Люди бесстыдно взирают на рекламу средств от запоров, потливости ног, импотенции. И присылают снимки в журнал под названием "Обнаженные жены наших читателей". А как мы стали толерантны к воровству! Голосуем за людей, ограбивших страну и хвастающихся награбленным в телепередачах. И на детей, которые роются в помойных баках и просят милостыню в метро, мы взираем весьма толерантно. Нет, конечно, не у всех еще полностью отморожено сердце. Но для тех, в ком вскипает протест, предусмотрено множество способов канализации оного. Начиная с пива и водки, которые теперь можно лакать прямо на улице (что раньше было запрещено, поскольку считалось оскорблением общественной нравственности, и забулдыги вынуждены были скрываться в подъездах и подворотнях) и кончая опьянением желтой, маргинальной и даже "ультрапатриотической" прессой, которую нередко содержат все те же воры-олигархи. А в промежутке - широчайший спектр средств для снятия эмоционального напряжения: дискотеки, игровые автоматы, телешоу, необъятные супермаркеты и вещевые рынки, компьютер с Интернетом, экстремальный спорт и, естественно, "безопасный секс". Последний канал самый главный. В светлом будущем тотальной толерантности эта сфера, судя по всему, должна стать абсолютно растабуированной. Именно сюда стараются направить протест против несправедливой жизни, яростную реакцию на социальное унижение. Зачем шум поднимать и даже зачем лупить чучело патрона, когда к твоим услугам радости садомазохизма? И вообще, все твои беды, если с помощью психоанализа как следует покопаться в подвале бессознательного, проистекают от недостаточной сексуальной культуры, а главное, от зажатости, скованности, ложного стыда. Раскрепостись, твори, выдумывай, пробуй! В этой сфере твою свободу никто не посмеет ограничить. А если посмеют, - живо получат по ушам, неполиткорректные гомофобы, дремучие ортодоксы и ханжи, застрявшие в позапрошлом столетии! Сейчас уже многие забыли (кошмары вообще быстро забываются), как перед либерализацией цен в 1993 г. деятели, находившиеся тогда у кормила демократии, со свойственным им простодушным цинизмом предлагали круглосуточно транслировать при помощи спутникового телевидения порнофильмы, чтобы голодные люди могли утешиться. Патриотической общественностью это было воспринято как крайняя форма издевательства, а издевательства-то не было и в помине. Либералы просто раньше других узнали, как проще всего управлять людьми в демократическом обществе. И поспешная отмена уголовной статьи, карающей за мужеложество, вовсе не была связана только лишь со специфическими пристрастиями новой элиты. Гораздо важнее было максимально расширить русло главного канала. На это же был направлен и указ Б. Ельцина, до сих пор кажущийся абсурдным даже многим психиатрам и психологам. Мы имеем в виду указ о широком распространении психоанализа в России. "Зачем он полез в нашу профессиональную сферу? - удивлялись специалисты. - Неужели у президента страны нет более важных проблем?" А проблема-то, между прочим, была важнейшей. Только не психологической, а политической. Кто компетентно объяснит людям, в чем истоки их страданий и где панацея? Кто сумеет грамотно выстроить миф о ранней сексуальной травме - истинной причине всех твоих бед? Ведь дело не в том, что ты в 40 лет оказался никому не нужным балластом, не в том, что тебе пришлось стать беженцем и переехать из Узбекистана в Тамбовскую область, не в том, что сын, оглушенный молодежной масс-культурой, пристрастился к наркотикам. Нет, это все ложные причины, на уровне сознания. А истинная-то кроется в далеком, уже вытесненном из памяти эпизоде детства: пересидев в полуторагодовалом возрасте на горшке по причине затрудненной дефекации, ты застрял на анальной фазе эроса. Забыл? Ничего страшного, дипломированный психоаналитик напомнит, попутно объяснив про сублимацию либидиозной энергии. Глядишь - и полегчает. Теперь зададим другой вопрос. К каким социальным антигенам решено воспитать у нас толерантность? К чему мы должны привыкнуть? Что нас не должно раздражать, пугать, вызывать отталкивание и желание сопротивляться? Похоже, таких "камней преткновения" как минимум три. И связаны они с тремя графами анкеты: национальность, пол и вероисповедание.