И для удобства мы можем использовать другую стратегическую метафору это метафору самоорганизующейся системы и синергетика. Наша жизнь наше восприятие, наше «Я» мы можем представить как живую открытую самоорганизующуюся систему. Синергетика, которая изучает живые системы и их развитие, открыла общие законы. Гомеостаз, т.е. поддержание равновесия живых систем. И мы люди, как живые системы, находимся в обмене энергии информации с внешним миром всей «фабрики пищи», о которой говорил Гурджиев. То есть мы питаем наше физическое тело для того, что бы поддерживать гомеостаз организма, относительное постоянство его, нам нужно питание чувств, впечатлений, эмоций и нам нужно питание духовное.
И наше «Я» стабильность его - это результат такого равновесия, гомеостаза. И это относительное равновесие и есть наше «Я», самоорганизующаяся переработка входящих и выходящих потоков энергии, информации. Но если мы начинаем менять процесс поступления или уход информации из себя, то тогда неизбежно начинает меняться гомеостаз, и любое изменение гомеостаза вызывает у нас необычные состояния сознания. Неизбежно. Такова природа.
То есть меняется равновесие, меняется совокупность поступления сигналов, меняется редактор реальности, информации, энергии. И с точки зрения такого информационно - канального кибернетического подхода мы видим, что в необычные состояния сознания нет ничего необычного.
Необычное состояние сознания - это есть иное описание того, что мы видим, раскрытие и объяснение нашей природы. Ограниченности нашего восприятия. И первое, и самое главное, о чем говорят необычные состояния сознания просто о том, что мы меняемся, редактор нашей реальности меняется, мы начинаем дестабилизироваться. Расширяться изучать другие миры восприятия.
И здесь, в силу безбрежности этих миров восприятия, переживания могут быть самые необычные ужасающие.
И у нас имеются фильтры, которые не пускают переживания травм или скажем родовой травмы в наш мир.
Потому наше «Я», с моей точки зрения есть эволюционный атавизм у человека.
Наше «Я» которое работает как специфический интегратор, присваивающий себе, доступный ему опыт всего человечества. «Я» резко противоречит природе сознания, которое оно узурпировало.
«Я» узурпирует мощь сознания, божественное сознание, для того чтобы структурировать логос восприятия мира в соответствии с древними интересами «борьбы за выживание», выживания сильнейших или коллектива сильнейших. Это структурирование «Я» находится в резком противоречии: как бы стремление эволюционное направленно на расширение, преодоление, трансформацию и постижение истинной природы того, что есть на самом деле, а «Я» стремится сохраниться, защититься, отгородиться понадёжнее.
И буддийские мастера, которые приехали первоначально на запад и стали обучать буддизму, говорили о том, что западная цивилизация психически больна.
Главный невроз западной цивилизации состоит в том, что она верит в «Я» и считает его реальным, а это является иллюзией. Достаточно посмотреть на природу «Я».
Разобраться поглубже в том, как возникает «Я», в истории. Построить археологию «Я». И посмотреть с чем, и как оно связано. С какими человеческими практиками, с какими человеческими страхами.
Посмотреть куда идет вектор эволюции, чем занимались духовные школы, открытия. Мы без труда это поймем. Современный аппарат западных теорий в виде системного подхода и психокибернетики позволяет нам понять, что отдельного «Я» не существует. Есть всегда система отношений. Мы всегда, мы только, и только в системе каких - то отношений.
В контексте какого-то опыта, каких-то слов.
Это мы, которые присваивают себе и ограничивают себя опытом.
Это мы результат ограничения богатства опыта. Мы как мы только потому, что мы в клетке. Мы и есть эта клетка.
А мы держимся за эту клетку, считая ее реальным, развивая ее. Делаем прутья, вместо ржавых, золотые или платиновые и гордимся, какое «Я». Какое достижение, какие мы сильные. И дело конечно не в том, что бы взять и разрушить это «Я». Вовсе нет и это глупость. Я сам категорически против, и обличаю неверно понятый ньюэйджеровский и мистический пафос, что нужно разрушить это «Я» и тогда будет свобода. Ничего подобного нужно вырасти за пределы этого «Я». Использовать это «Я» как инструмент, потому что наше «Я» это совершенный коррелянт ситуации. Это орган необходимый для общения с нашим обществом, с другими людьми. Ведь это существует, и дело не в том, чтобы это как-то разрушить. Люди, которые занимаются этим систематически представляют собой печальное зрелище. Они утрачивают вместе с этим разрушенным «Я» и механизм адаптации в обществе, навыки жизни в обществе. Речь идет о том, что бы расти за пределы этого «Я», открывать, то, что лежит за ним то, что освоено человечеством, то, что показано. И пользоваться, спокойно пользоваться этим инструментом как мы пользуемся другими своими органами. Руками, ногами, другими своими навыками. «Я» - это то же навык - это орган для жизни в обществе. Это совокупность наших отношений, совокупная работа нашего опыта, работа нашего редактора реальности. Никто же не сказал, что мы должны жить в этой клетке вечно.
Если мы выросли, то мы можем открывать и выходить на волю.
Да это было нашим домом, но если мы хотим путешествовать, то почему бы ни иметь другие дома, другие средства, другой транспорт для передвижения?
Выбор же есть колоссальный!
Жизнь слишком коротка, говорит Миндел для житья в одном «Я» совокупности одних ролей. Действительно слишком коротка, - это добровольное самозаточение. И этот материал по природе необычных состояний сознания, связанный с природой нашего «Я» позволит нам поглубже понять сущность холотропного подхода. И рационально, образно, интуитивно понять, что же это такое?
Что же с нами происходит в сессии холотропного дыхания?
Что происходит с нашим сознанием?
Как оно меняется?
Мы будем с вами это понимать, понимать, каждый раз все глубже и глубже по ходу нашего семинара. Обучиться чему бы то ни было можно только через переживания.
Поэтому в каком-то смысле все что я говорю бесполезное сотрясание воздуха.
Хорошо если это рассердит вас или шокирует, вызовет у вас какую-либо реакцию. Это зацепка или конкретная связь, связанная с какими-либо переживаниями, сновидениями. Но это только слова. Поэтому они расколдовываются и принимают смысл, когда есть реальный опыт. Для меня это не просто слова, для меня это опыт. Я стараюсь передавать этот опыт. И для вас вполне возможно воспринять этот опыт, потому что я говорю правду. И мои слова уполномочены соответствующим знанием, энергией. Поэтому возможно получить это.
Необходим свой личный опыт, свои личные переживания, потому что учимся мы всегда конкретно. Знания, которые есть в мире - это всегда конкретные знания. Нет никакого абстрактного знания.
Это, какие выдумки людей, которые не понимают истинной природы реальности. Знания, мудрость - всегда конкретны. Мудрость - это ничто иное, как прямой контакт с реальностью. Вот и все. Когда ничто не мешает работать вашим каналам. Вы прекрасно осведомлены обо всем, что происходит. И имеете всегда неадекватные средства выражения этого. На любом необходимом окружению и вам языкам. Так что в этом нет ничего такого мистического, запредельного, а где та мудрость, где-то просветление, о котором все говорят? Просто убрать препятствия и все. Просто не мешать тому, что уже есть реальное положение дел. И вот для того, что бы сделать еще один круг, приближаясь по спирали к сути, и немножечко надстроить такого рода систему, интеллектуальную систему. Символическую систему я даю вам некоторую логику, излагая, может быть немного хаотично, но, тем не менее, соблюдая два порядка изложения, давая некоторую историю или генеалогию, некую археологию и некоторое соотнесение с известными понятиями. Это то, что я называю таким логическим рассказом, то есть с понятийным уровнем изложения и одновременно я постоянно употребляю символы, метафоры, которые помогают соотнести то, что я говорю с вашей глубиной, с вашим собственным опытом. Тут нет никакой логики это поэзия это искусство это прямой резонанс нашего опыта. И круг сомкнется, когда у вас будет свой собственный опыт. Тогда у вас это полностью свяжется и тогда у вас будет свой собственный язык. На котором мы будем свободно говорить и общаться.
Древняя загадка «Первого не вижу, второго не замечаю, третьего не помню (рождение, жизнь, смерть)» - останется в арсенале моделей мира, но может быть перестанет доминировать.