Смекни!
smekni.com

Необычные состояния сознания и их смысл в культуре (стр. 1 из 2)

Владимир Майков

В каком-то смысле вся история человечества есть история необычных состояний сознания. Под этим углом зрения мы можем посмотреть на все события, потому что все новое, что пришло к нам в культуру, оно пришло оттуда-то, издалека. Это иной язык, иной опыт, иное соответствие опыта языку, это смена «редактора реальности». Необычные переживания сознания как озарения, поворотный пункт.

В цикле рассказов Стефана Цвейга о Звездных часах человечества отражена эта перспектива. Человеческая духовность, ее рост и развитие, обязана откровениям, которые получил Христос, Будда, Мухаммед, Заратуштра и другие основатели духовных школ, религий.

Наука продвигается в результате того, что ученый открывает законы космоса, формулируя их на земном языке и соотнося возможности человеческого действия с божественными возможностями. Человек немножко демиург, производит технологии на основе открытий, формулирования закономерностей.

Новое нередко приходит в нашу культуру под маской безумия и это особая тема.

До того как это новое пришло, его как будто бы и нет.

То есть оно есть, но его нет в нашем мире.

Например, до того как Сезанн нарисовал свои знаменитые яблоки, никто не видел эти яблоки. Пока Ван Гог не нарисовал это бурное небо облачно - хмурое небо или подсолнухи, сияющие, никто не видел этих подсолнухов в мире. Ван Гог дал нам органы чувств. Модильяни нарисовал своих женщин с узкими глазами и склоненными волосами, и помог нам видеть таких женщин везде. Мы стали смотреть и замечать эти типы. Типы Дали. Типы Модильяни. Типы Толстого. Типы Достоевского.

Каждый крупный художник, приходя в этот мир, приносит новый язык. И дает нам новый язык, который порождает возможность нового опыта. Без этого языка, я имею в виду не только вербальный язык, а язык культуры, язык искусства, язык мистического опыта у нас нет этого опыта. Нередко, появление нового языка не что иное, как результат накопленного пластами опыта, ну скажем как движения снежного кома.

Мы как снежный ком, который скатывается по склону горы, наматывая на себя все новые и новые комья снега. Точно так же и мы наматываем на себя все новые слои опыта вместе с соответствующими словами, языками, метафорами, ключами к этому опыту.

И затем, когда мы сталкиваемся с понятием, символом, в нас активируется соответствующее переживание, опыт, и это означает, что мы знаем. Мы попадаем в резонанс, струны, которая звучит, отзывается в нас, вибрации струн. Язык это не слова. Язык это вибрации, которые соединяют нас с опытом, с общечеловеческим опытом, расколдовывают этот мир для нас, оживляют его.

Я употребляю «язык» в смысле более широком как то, что является и невербальным языком и языком жестов, и языком искусства в широком смысле, как то, что соединяет коммуницирует нас с опытом. Такое представление о «языке» соответствует Бодхидхарме, древней индийской теории, наиболее «рабочем» представлении о сознании, тому, с чем можно работать. Если брать современные психологические представления, то «ближайшая» - школа Арни Миндела «процессуальный подход».

Ну, скажем, как мы могли бы определить, что такое сознание?

Как мы можем осознавать настоящий момент?

Мы вообще осознаем, что сейчас происходит или нет, как вы думаете?

Каждый из нас с еле заметным отставанием дублирует все слышимое и видимое. То, что сейчас я говорю, интонации, дублируются вами, «сличается на достоверность». Это можно зафиксировать чувствительными приборами по биотокам гортани, языка: будет видна абсолютно точная синхронизация. То есть для того чтобы понять, воспринять мы вживаемся и буквально повторяем. Повторив, если это резонирует с нашим опытом, с нашим переживанием мы понимаем.

Одновременно с этим работает мысль, мысли-комментарии свои собственные: «Так, так - согласен - не согласен - противоречие», то есть какое-то пространство обсуждения в каждом из нас.

Работает еще один важный аспект, который выделяет Арни Миндел - канал взаимоотношений. Чрезвычайно важен для человека. Наша природа и индивидуальна и коллективная. Сознание представляет собой поле в многомерном диалоге голосов. И имеет два вектора, один из которых устремлен внутрь в бесконечность другой, вовне в максимальность, то же до бесконечности. И каждый из нас находится в связи с другими людьми и если мы посмотрим, друг на друга внимательно, то каждый кого-то напоминает, где-то мы встречали этого человека когда-то с чем - то он ассоциируется. И каждый человек вызывает у нас определенного рода ощущения. Обратите внимание, с кем мы не встречаемся взглядом, каждый вызывает какого - то рода реакцию. Что-то вот такое, что мы уже что-то знаем. Мы уже знаем, а дальше мы начинаем вступать во взаимоотношения. Работает канал взаимоотношений. И то, что мы видим, то, что переживаем, отношения другого человека это не то, что на самом деле это всегда результат работы канала взаимоотношений. 50 на 50. 50% - это то, что мы видим и 50% это результат наших взаимоотношений.

Дальше работает канал движения. Очень важный канал. По которому мы так же воспринимаем и оцениваем ситуацию, свое состояние. Это то, как мы перемещаемся. Очень важная информация - это то, как молодой человек или барышня танцует на балах. По этому тоже много можно было понять.

Очень важный канал это канал сновидений. Язык ночи.

Не менее важно - это наше совокупное соматическое состояние, канал проприорецепции, то есть наши телесные внутренние ощущения: тяжести, тепла, каких-то симптомов и т. д.

И последний канал, который надо отметить - это канал мировой, интуиции, или канал мировой или парапсихический, как хотите, канал шестого чувства. То есть что-то приходит к нам, мы не знаем как, то есть это что-то не из конкретного канала органов чувств, а мировой канал, то есть связи без каких либо ограничений. Такова наша реальность, так этот канал работает, только у большинства людей информация, которая поступает из этого канала, обрабатывается редактором реальности и интерпретируется исходя из представления о реальности. Но канал работает, потому что такова наша природа. Работает всегда.

То есть сигнал, который мы осознаём: воспринимаем и переживаем, это не тот, который к нам приходит, это обработанный сигнал. Это важно знать. И четко понимать, что осознанные сигналы уже обработаны нашими совокупными установками и редакторами реальности. Меняются программы обработки или как говорил Кастанеда, смещается «точка сборки» и мы воспринимаем совершенно другие сигналы.

Точно так же как, используя широкополосный приемник, воспринимающий сигналы от 0 Гц., до сотен гигагерц, меняя настройку, мы могли бы принимать совершенно новые станции, совершенно другие сигналы. Точно так - же, меняя процесс обработки сигнала, поступающий к нам, мы можем настраиваться на совершенно различные миры.

И результат обработки выступает уже нашим «Я», прочно «цементирующим» ему знакомый мир. Когда как бы итоговый интегральный процессор порождает наше «Я» и мир.

Вот основные каналы, по которым к нам поступает информация. Которая составляет наш мир, наши переживания, потому - что ничего кроме переживаний, которые есть сейчас в нас нет. Ничего. Все прошлое присутствует в настоящем моменте, как совокупность их следствий. Все будущее присутствует как причина всех возможных ситуаций и свободных действий. Есть на самом деле только вот это. Оно в настоящий момент. И наше присутствие в настоящий момент и больше ничего. Вот эти переживания. И под переживаниями я понимаю все совокупные сигналы, которые проходят через нас, которые мы воспринимаем, которые мы процессируем. Потенциально - это бесконечный канал восприятия в рамках доступного нам диапазона органов чувств, мышления (слов, понятий), и работа мирового канала, т. е. Единственный канал, который ничем не ограничен - это мировой канал. Это - канал духа. Все остальные каналы они человеческие. И канал взаимоотношений, и канал всех органов чувств и канал мышления, язык, понятия и т. д. Они сугубо ориентированны на наш мир обитания. И чувства сформатированы соответственно с тем, что мы люди. Но канал духа, он универсален, в нем нет никаких ограничений. Он работает всегда, вне зависимости от того спим мы или бодрствуем. Мы всегда находимся в связи с господом богом с главным офисом по всем 6 каналам и по мировому каналу. То есть дух наш не спит никогда - бодрствует и бдит. И вот результат работы, совокупной работы обработки информации от наших органов чувств это всевозможные культурные, эволюционные стереотипы и мы могли бы сказать, используя компьютерную метафору - программы обработки. Процессирование всего этого и дает на выходе - наш мир. То есть сигнал, который мы воспринимаем и переживаем, это не тот, который к нам приходит это обработанный сигнал.

Исходя из такого рода модели, нам легко понять природу необычных состояний сознания. То есть наше состояние ограниченно - это результат обработки мощным редактором реальности, процессором. И интегратор нашего опыта, который мы называем своим «Я», имея в виду эмпирическое, маленькое «Я».

Где-то там наше большое «Я». Он работает так, что помещает за гранью воспринимаемого что плохо, то, что нам не нравиться, и пропускает внутрь, то, что наше то, что хорошо, то, что мы.

Так происходит наращивание, рост опыта, просеивания опыта. Но естественно много других фильтров: на сколько это родственно, на сколько это знакомо, понятно, на сколько это привычно, на сколько это созвучно тому языку, которым мы владеем. Вот совокупная работа всех наших предрассудков. Так фильтруется наш опыт. Но, тем не менее, существуют каналы и каналы это, и есть прямой контакт с миром. Прямой контакт. И мы можем это использовать. В эзотерических текстах подробно объясняется, как мы можем использовать работу чувств. Для того чтобы углубить свое восприятие, для того, что бы понять, как на самом деле работает «редактор реальности».

Но неизбежно возникают необычные состояния сознания, потому что большой логос, большой мир отсекается и тогда все что нам не знакомо - это необычно для «Я».