Смекни!
smekni.com

Черты личности и особенности актуальной самооценки (стр. 3 из 5)

При исследовании самооценки принято выделять следующие особенности (параметры): уровень, адекватность/неадекватность (завышенная или заниженная самооценка), гибкость и др.

Анализ теоретических и эмпирических исследований показал, что самооценка связана с характерологическими чертами и ценностными ориентациями личности. Наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. Особенно большое количество исследований посвящено изучению связи уровня самооценки и уровня тревожности (В.С. Мерлин, В.Ф. Сафин, Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Д. Миллер, К. Бэгли, Л. Липситт, Дж. Митчелл и др.). Недостаточно изученными остаются такие особенности самооценки как адекватность/неадекватность и гибкость в их связи с чертами личности. Кроме того, одним из направлений, которое еще недостаточно исследовано, является поиск связей особенностей самооценки с типами личности (с определенным сочетанием характерологических черт и ценностных ориентаций).

Во второй главе «Программа и процедура эмпирического исследования» сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, описаны методологические основания, методы сбора данных и принципы их интерпретации.

Долгое время в психологии по отношению к человеку использовался язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в естественных науках, представал в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала XX в. принято называть профилем личности (А.А. Бодалев, В.В. Столин). Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стремились измерять так называемые универсальные, или базовые, черты личности.

Сегодня наблюдается возрождение интереса к изучению Я-концепции и связанным с ней конструктам (А. Анастази, С. Урбина). Ряд современных подходов к оценке личности сосредоточены на том, как люди смотрят на себя и других (А.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, А.А. Лузаков, Г. Маркус, Е. Хиггинс). Такие методы часто отражают влияние феноменологической психологии, в которой основное внимание уделяется тому, как события воспринимаются и интерпретируются конкретным человеком. Большинство исследователей личности солидарны в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. Успешный прогноз поведения личности возможен при исследовании, как черт личности, так и ее субъективной оценки себя в конкретной ситуации.

В качестве основных методик для изучения черт личности в нашей работе использовались личностный опросник NEO-PI-R, разработанный П. Коста и Р. Маккрей, методика для изучения ценностей личности - «Профиль личности» Ш. Шварца, методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой.

В качестве основных методик для изучения актуальной самооценки личности в нашей работе использовались методика «личностного дифференциала» (ЛД), авторская методика измерения самооценки по личностным чертам «Большой Пятерки», методика групповой оценки личности (ГОЛ).

При исследовании актуальной самооценки рассмотрены следующие ее характеристики: уровень, адекватность/неадекватность (завышенная или заниженная самооценка), ситуативная гибкость/устойчивость.

Под общим уровнем самооценки понимается ее величина или высота (высокая, средняя, низкая). Адекватность самооценки в данной работе операционально трактуется как мера соответствия самооценочных данных (по прямым биполярным оценочным шкалам) данным личностного теста-опросника и экспертной оценке. Неадекватная самооценка, соответственно, указывает на расхождение представлений о себе по тем или иным личностным характеристикам с экспертной и/или тестовой оценкой. Неадекватная самооценка может быть двух видов – заниженная и завышенная. Завышенная/заниженная самооценка трактуется как переоценка/недооценка себя по какой-либо черте или по комплексу черт. Гибкость/устойчивость самооценки понимается как ее подвижность/стабильность под влиянием ситуативных факторов (изменения в инструкции воображаемой ситуации самооценивания).

Для выявления интраиндивидуальных связей между характерологическими чертами и ценностными ориентациями была проведена эмпирическая классификация испытуемых по их ценностным профилям с использованием алгоритма кластерного анализа (продуктивность эмпирических личностных типологий на основе ценностных ориентаций продемонстрирована рядом авторов). Было выделено три основные группы респондентов, отличающихся ценностными ориентациями, характерологическими чертами, особенностями актуальной самооценки. Выделенные группы в дальнейшем рассматривались как определенные психологические типы, что помогло на основе качественного анализа прояснить связи между чертами личности и особенностями ее самооценки. Этот метод использовался наряду с количественными методами сравнения средних в контрастных группах, корреляционным и дисперсионным анализом.

Для исследования адекватности/неадекватности самооценки в связи с чертами личности использовались три вида данных – полученных по авторской методике измерения самооценки, по тесту NEO-PI-R, по методике ГОЛ (экспертные данные). Самооценочные данные сопоставлялись с данными по опроснику NEO-PI-R, затем с результатами ГОЛ. Учитывалась согласованность результатов двух этих процедур определения меры адекватности самооценки. В результате сопоставления профиля самооценки с профилем личностных черт по NEO-PI-R и профилем ГОЛ по каждой базовой черте «Большой пятерки» (нейротизму, экстраверсии, открытости опыту, сотрудничеству и добросовестности) были выделены контрастные группы субъектов – с завышенной и с заниженной самооценкой. Затем в каждой группе был выявлены типичные характерологические черты и ценностные ориентации.

Для исследования ситуативной гибкости самооценки использовалась методика «личностного дифференциала». Респондентам предлагалось описать себя в разных ситуациях, например, отдых, болезнь, ситуация конфликта с родителями и т.д. Всего предъявлялось семь объектов для оценки. Оказалось возможным увидеть сдвиги координат объектов при сравнении их положения в семантическом пространстве «Оценка, Сила, Активность» для разных ситуаций самооценивания. С использованием индекса «семантической дистанции» между объектами, предложенного Ч. Осгудом, определялся показатель ситуативной гибкости/устойчивости самооценки отдельно для нескольких пар ситуаций, контрастных по психологическому содержанию, например, для объектов «Я во время болезни» и «Я на отдыхе». Затем вычислялся усредненный интегральный показатель ситуативной гибкости актуальной самооценки. Изучались линейные корреляционные связи между этим показателем и чертами личности. Также были выделены группы с высокой, средней и низкой ситуативной гибкостью самооценки, в этих группах сравнивались показатели личностных черт (тест NEO-PI-R) и ценностных предпочтений. Для выявления возможных нелинейных зависимостей использовался алгоритм однофакторного дисперсионного анализа, реализованный в программе для статистической обработки данных Statistica v. 6.0 (One-way ANOVA). Интегральный показатель гибкости/устойчивости самооценки выступал в качестве независимой переменной и основания для разделения испытуемых на три группы – с низкими, средними и высокими значениями переменной.

В третьей главе «Результаты эмпирического исследования связи черт личности и особенностей актуальной самооценки» представлены основные результаты диссертационного исследования и их интерпретация.

Имеются теоретические обоснования того, что характерологические черты и ценностные ориентации могут рассматриваться в рамках общей категории «черт личности». Эмпирическая типология субъектов на основании их ценностных ориентаций подтвердила, что получаемые различия характерологических черт не противоречат ценностным различиям, а проясняют и дополняют их. Было выделено три группы респондентов, которые можно рассматривать как определенные психологические типы (применительно к имеющейся структуре данных). По совокупности всех личностных характеристик субъекты каждой группы получили условное название: первая – «Доброжелательные традиционалисты», вторая – «Гедонисты», третья – «Прагматики» (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление ценностных ориентаций, характерологических черт и особенностей самооценки в эмпирически выделенных группах*

Ценностная ориентация 1 группа«Доброжелательные традиционалисты» 2 группа«Гедонисты» 3 группа«Прагматики»
Преоблада-ющие ценности Традиции ГедонизмСтимуляция ДостиженияВласть
Малозначи-мые ценности ВластьГедонизм Безопасность Универсализм
Характеро-логические черты (названия шкал теста NEO-PI-R) ↓ Экстраверсия↓ Открытость опыту↑ Сотрудничество (доброжелательность,симпатия к людям) ↓Добросовестность ↑ Экстраверсия
Особенностисамооценки по факторам ЛД ↓ Сила↓ Активность ↓ Оценка ↑ Оценка↑ Сила↑ Активность

* Знаками ↑ и ↓ обозначены более высокие или более низкие по сравнению с другими группами показатели по шкале теста NEO-PI-R и методики ЛД.

Установлено, что «Большая пятерка» черт и ценностные ориентации (по Ш. Шварцу) выступают как взаимодополняющие характеристики при изучении личности. Выявленная специфика интраиндивидуальных связей между характерологическими чертами и ценностными ориентациями учитывалась нами в ходе дальнейшего исследования при изучении индивидуальных особенностей самооценки.