При исследовании ситуативной динамики актуальной самооценки было выявлено, что изменения в инструкции, направленные на формирование определенного эмоционального состояния, влекут за собой изменения по тем или иным составляющим образа Я, но такая изменчивость самооценки имеет большую индивидуальную вариативность. Корреляционный анализ взаимосвязи интегрального показателя гибкости/устойчивости самооценки с чертами личности показал, что ситуативная гибкость самооценки обнаруживает статистически значимые связи с: 1) ценностными ориентациями – традиции (r = - 0,22; р<0,01); доброта (r = - 0, 16; р<0,05); универсализм (r = - 0,22; р<0,01); гедонизм (r = 0,22; р<0,01); 2) характерологической чертой по В5 – нейротизм (r = 0,33; р<0,001).
Результаты линейного корреляционного анализа, а также сравнение различных личностных характеристик в группах с низкой, средней и высокой ситуативной гибкостью самооценки позволили предположить, что гибкость актуальной самооценки может быть связана с чертами личности нелинейно. Результаты дисперсионного анализа данных показали, что имеют место «квазилинейные» связи между ситуативной гибкостью самооценки и ценностными ориентациями на универсализм, гедонизм, власть, а также между гибкостью актуальной самооценки и характерологическими чертами – нейротизмом, готовностью к сотрудничеству и добросовестностью. Квазилинейный характер связи переменных означает, что по указанным личностным параметрам субъекты со «средней» гибкостью самооценки оказываются похожими на субъектов с высокой гибкостью самооценки, а вместе они отличаются от тех, у кого самооценка оказалась очень устойчивой. Следовательно, правильнее говорить не о связи некоторой черты личности с гибкостью самооценки вообще (такое суждение предполагает линейную связь), а о связи только с одним из ее полюсов, а именно с низкой гибкостью, т.е. с устойчивостью самооценки.
Так, у субъектов с высокой устойчивостью актуальной самооценки более выражена ценностная ориентация на универсализм и менее выражена на гедонизм и власть по сравнению с теми, кто имеет среднюю и высокую ситуативную гибкость самооценки. Такие субъекты также характеризуются более низкими показателями по нейротизму и более высокими показателями по готовности сотрудничеству и добросовестности. Примем также во внимание упомянутые ранее линейные отрицательные корреляции ситуативной изменчивости самооценки с ориентацией на ценности традиций и доброты. Таким образом, кросситуативная устойчивость (низкая гибкость) самооценки больше свойственна людям эмоционально стабильным, с более выраженной готовностью к сотрудничеству, добросовестностью, ориентированным на ценности универсализма, доброты, традиций (табл. 2).
Ценности «доброта» и «универсализм», по Ш. Шварцу, характеризуют склонность субъекта к самотрансцендентности. Относительно высокие баллы, полученные этими субъектами по шкале личностного теста NEO-PI-R «Сотрудничество», подтверждают эту тенденцию. Для таких людей значимо сохранение и повышение благополучия людей и природы, они считают важным заботиться о других и стремиться оказать помощь нуждающимся в ней. Высокие баллы по шкале «Добросовестность» свойственны надежным, ответственным личностям, склонным к соблюдению принятых норм. Об этом же свидетельствует свойственная этим обследуемым сравнительно высокая субъективная значимость ценности традиций. Таким образом, кросситуативная устойчивость самооценки оказывается чаще свойственна субъектам, с одной стороны, ценящим и проявляющим организованность и стабильность в жизни, с другой стороны, ориентированным на ценности самотрансценденции.
При исследовании изменений самооценки у различных личностных типов, эмпирически выделенных путем кластерного анализа, самая высокая ситуативная гибкость самооценки по всем факторам выявлена в группе «Гедонистов». Их представление о себе больше всех подвержено влиянию ситуации, «образ Я» сильно зависим от контекста. Самый устойчивый «образ Я» был выявлен у «Доброжелательных традиционалистов».
По интегральному показателю гибкости самооценки были обнаружены статистически значимые межполовые различия. Более высокой гибкостью самооценки отличаются девушки (р<0,001). Это подтверждает данные о том, что женщины легче поддаются влиянию и более эмпатичны, чем мужчины (Дж. Капрара, Д. Сервон). Фактор пола контролировался при получении ранее изложенных выводов о связи черт личности с особенностями самооценки, и его влияние оказалось незначимым.
В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что проведенное эмпирическое исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутую гипотезу.
1. Проведено психодиагностическое обследование черт личности респондентов, включая характерологические черты и ценностные ориентации. Выявленная специфика интраиндивидуальных связей между характерологическими чертами и ценностными ориентациями личности соотнесена с ее индивидуальными особенностями самооценки.
2. Показано, что анализ общего уровня самооценки менее информативен, чем дифференцированное ее изучение в виде профиля по различным личностным характеристикам. Эмипирически выявлены три типа личности, отличающиеся самооценочным профилем (уровнем самооценки по конкретным личностным чертам). Субъекты, принадлежащие к первому типу, склонны оценивать себя как менее сильных (волевых) и менее активных по сравнению с другими типами личности. Субъекты, принадлежащие ко второму типу личности, видят себя менее доброжелательными и моральными по сравнению с другими типами личности. Субъекты, принадлежащие к третьему типу, склонны оценивать себя очень высоко, то есть воспринимать себя доброжелательными, сильными и активными личностями.
3. Неадекватность самооценки личности (занижение или завышение) является информативным признаком в том случае, если определяется не обобщенно, по совокупности всех самооценочных признаков, а по конкретным признакам (чертам личности); при этом она оказывается связанной с определенными чертами характера и ценностными ориентациями. Установлено, что при использовании в качестве параметров самооценки пяти личностных факторов (модель «Большая пятерка») студенческая молодежь склонна переоценивать себя по таким чертам, как «Сотрудничество» и «Добросовестность», которые являются социально одобряемыми личностными характеристиками.
Выявлены черты личности, которые делают более вероятной склонность субъекта к неадекватной завышенной оценке собственной готовности к сотрудничеству и добросовестности. Это экстраверсия, предпочтение ценностей достижения и власти. Переоценка своей добросовестности также свойственна другому типу личности, который при сравнительно низком уровне рефлексивности обладает более высоким уровнем нейротизма и отдает предпочтение ценности гедонизма.
4. При исследовании ситуативной динамики актуальной самооценки установлено, что с низкой кросситуативной изменчивостью самооценки связаны определенные личностные черты субъектов, а именно: эмоциональная стабильность, готовность к сотрудничеству, добросовестность, ориентированность на ценности традиций, доброты, универсализма.
5. Личностные черты могут подкреплять тот или иной механизм формирования самооценки. Можно предположить, что личности, ориентированные на ценности «конформность», «традиции», «достижение», «власть» будут сильнее зависеть от социального сравнения. Кроме того, ценности «конформность» и «традиции» способствуют укреплению механизма интериоризации внешних оценок. Субъекты, для которых высокую субъективную значимость имеет ценности «самостоятельность», «гедонизм», скорее всего, будут ориентироваться на индивидуальные относительные нормы при оценке себя. Для экстравертов будет весомым мнение окружающих их людей, интроверты в большей степени независимы от влияния из вне. Наиболее часто используемый механизм формирования самооценки может влиять на особенности актуальной самооценки личности: ее уровень, адекватность/неадекватность, гибкость, однако это требует дальнейшего исследования.
Выявлен ряд перспективных направлений для развития изучаемой проблемы и проведения дальнейших исследований. Среди них – исследование связи черт личности с такими особенностями самооценки как реальная-демострируемая, осознаваемая-неосознаваемая; выявление причинно-следственных отношений между особенностями самооценки и чертами личности; изучение индивидуальной категориальной системы самооценивания в связи чертами личности.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Марьяненко Д.А. Некоторые аспекты динамики мировоззрения личности // Личность и бытие: субъектный подход: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова, Краснодар, 2004 г. Книга 2. – С. 135-138.
2. Марьяненко Д.А. Анализ психологических факторов, влияющих на когнитивные структуры личности // Человек. Сообщество. Управление. Взгляд молодого исследователя: Матер. межвуз. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. Ч.1. – С. 84-89.
3. Марьяненко Д.А. К проблеме целостности личности: интраиндивидуальные связи ценностных ориентаций и личностных черт // Человек. Сообщество. Управление, 2006, № 1. – С. 85-95.
4. Марьяненко Д.А., Сухих Е.С. Проблемы диагностики ценностей личности при использовании опросника Ш. Шварца // Человек. Сообщество. Управление. Взгляд молодого исследователя (Психология): Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. Ч.2. – С. 3-8.
5. Марьяненко Д.А. Личностное семантическое пространство: факторы изменения // Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология ХХI века» 20-22 апреля 2006 года / Под ред. В.Б. Чеснокова – Спб., 2006. – С. 31-33.