-- Для Джеймса промежуточные степени внимания между состоянием полного рассеяния внимания и максимального сосредоточения, поглощение чем то могут быть исследованы экспериментальна. Виды внимания у Джеймса разделялись на
а. Чувственное (относящееся к восприятиям) и Интеллектуальное (относящееся к представлениям)
б. - Непосредственное (когда объект внимания интересен сам по себе без отношения к чему-то постороннему, непосредственное внимание может быть апперцептивным когда воспринимаемый объект не будучи сам по себе сильным или инстинктивно привлекательным связан с такими впечатлениями, прошлой жизнью и воспитанием. Такие предметы могут быть названы мотивами внимания)) и Опосредственное (когда объект внимания лишен ассоциирован с непосредственным вниманием (апперцептивное внимание)
в.- Непроизвольное (не сопряженное ни с каким усилием, пассивное, рефлекторное) и Произвольное (активное и всегда апперцептивное. Характеризуется усилиями требуемыми для его поддержания).
Произвольное внимание в случае погружения в мысль течет не по тождественным в психическом смысле последовательном ряде объектов, а только на логически связанных между собой. Объект внимания должен изменятся, ибо никто не может сосредоточиться на неизменном объекте. Он просто ускользнет из сознания. Здесь возникает вопрос о гении и внимании, т.е. способности долгое время сосредотачиваться на одном и том же объекте, постоянно открывая в нем новые стороны, делая все новые и новые выводы
2. В основу классификации Добрынина положено не чувство усилия, как у Тичнера, а показатель активности субъекта. Разные виды непроизвольного внимания это те, в которые человек не вкладывает никакой активности, он целиком подчиняется тем закономерностям раздражителей, которые идут извне. А как только он начинает принимать задачу быть внимательным, возникает акт субъекта, произвольное, активное внимание. Высшие формы произвольного внимания связаны с активностью личности, когда задача диктуется не только целью, но и определенным уровнем мотивации. И это разные виды произвольного внимания связанные с ведущей мотивацией (учебной и т.д.).
3. Современная классификация: все относится к непроизвольному, если не стоит цели быть внимательным, а произвольное это всегда, когда стоит цель. Здесь вид внимания определяет наличие или отсутствие цели быть внимательным. (Пример из Выготского 'развитие внимания' -- натуральное и опосредственное внимание.
4. Опосредственное -- Неопосредственное внимание.
Внимание, за которым не стоит никакого средства происходит как бы само собой. Все непроизвольное внимание является непосредственным, так как не надо никакого дополнительного средства, чтобы быть внимательным. Все произвольное внимание основано на необходимости существования внутреннего или внешнего средства для перемещения объекта в фокус внимания.
Теории внимания
* Логика изложения по направлениям психологических школ.
1. Внимание и психология сознания.
Так внимание являлось фундаментальным свойством сознания -- центрального предмета в этой школе, то вниманию было посвящено множество исследований.[3]
В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных с ним три метафоры внимания:
1. Структурная метафора сознания Вундта:
Вундт "Сознание и внимание".
Используя в качестве простейшего психологического прибора метроном, Вундт пришел к нескольким выводам о природе сознания:
-- ритмическая группировка ударов в восходящий и нисходящий ряд (2/8) обусловлена ритмичностью самой природы сознания связанной с ритмичностью психофизической организации организма (сердце, дыхание, ходьба)
-- при сравнении двух ритмических рядов или двух фигур можно ввести меру объема сознания позволяющего удерживать в представлении оба сравниваемых объекта как целое (при оптимальной вариации темпа).
__ при более сложной ритмической группировке (4/4) объем сознания может варьировать.
-- отношения между воспринимаемым ударом и ударом предшествовавшим ранее, а также различия между предшествовавшими ударами с ударами объединенными в одно целое качественно отличны от отношений интенсивности (различий в ударения) и обозначаются как ясность (собственное свойство впечатления) и отчетливость (отграничение его от других впечатлений). Некоторое длительное время прошедшее со времени какого-нибудь удара позволяет говорить о пороге сознания и вводить временную ось в терминах потемнения-прояснения содержаний сознания. Другими словами речь идет о фиксационное точке и внутреннем зрительном поле. Первое представляет из себя идеальное сосредоточение центральной области, а второе к достаточно отчетливому и ясному восприятию впечатлений вокруг фиксационной точки.
-- Вниманием называется процесс происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.
Опыты по изучению объема внимания проводились на зрительном материале, допускающим при некоторой тренировке разделение точки фиксации и точки внимания (несовпадение отчетливого физиологического и психологического видения) Потребности количественного описания объема сознания побудили создать новую экспериментальную процедуру основанную на тахископическом (по принципу работы) предъявлении букв находящихся вокруг постоянно фиксируемой точки. У неопытных наблюдателей этот объем составлял 3-4- единицы, у опытных возрастал до 6 и дальше не поднимался, что позволило говорить о постоянной величине внимания для человеческого сознания. Дальнейшее развитие экспериментальных процедур пошло по противоположной линии -- восприятие изолированных звуковых ощущений и зрительных, связанных в единое целое. Таким образом группировка букв в слова на известном языке позволяет поднять объем внимания до 20 элементов (букв) в то время как восприятие иностранного слова остается на уровне 6 элементов. Этот факт объясняется не схватыванием целого слова, а психическим сцеплением ограниченного числа элементов с другими, находящимися в более отдаленных полях. (В качестве иллюстрации приводится пропуск ошибок при беглом чтении, что было бы невозможно, если бы воспринималось целое). В слуховом эксперименте с метрономом изолирование ударов достигалось за счет уменьшение темпа и специальной тренировке, приводящей к неритмическому восприятию и оказалось что успешное сравнивание рядов (граница объема внимания) происходит на уровне 6 единиц. Так как эта величина независима от модальности (последовательное или одновременное) то она означает психическую постоянную.
В осязательной модальности это иллюстрируется шрифтом Брайля, который состоит из различных комбинаций 6 точек, ибо восприятие большего числа уже невозможно.
|Эти работы проливают свет не только на количественную сторону описаний сознания, но и на терминологические разделения на перцепцию (фактическое вхождение содержания в сознание) и апперцепцию (сосредоточение на нем внимания). Объем апперцепции уже и постоянное (в сознании находится только апперцептируемое и тесно связанное с ним представление), объем перцепции же шире и изменчивей. Восприятие субъективной ритмической группировке связано с фактом колебания самого внимания. Аперцепция при восприятии сложных слов или предложений является связующим в целое, мгновенным актом объединению перцептирующихся частей. Процессы апперцепции и перцепции образуют целое нашей душевной жизни.
Сознание, представляемое как поле переживаний, содержаний, представляет некоторую структуру -- имеется некоторая граница за пределами которой мы ничего не переживаем (это неосознаваемые процессы), затем возникает поле перцепции, восприятия, expirience, переживания, зона сознания. А в зоне сознаваемых содержаний есть область апперцепции, то есть содержания сознания становятся ясными и отчетливыми, и наконец имеется наиболее высшая степень ясности и отчетливости -- это фиксационная точка сознания, фокус. То есть сознание представляет из себя некоторое неоднородное поле, структуру, направленную по возрастающему градиенту вектора ясности и отчетливости представления, содержания к центру. Можно ввести вторую метафору для внимания: прожектор, который высвечивает эту область ясных представлений. Он обладает определенной интенсивностью (сила света), фокусом (зона луча), временными колебаниями (загорается или гаснет).
2. "Внимание определяется как состояние сознание, степень сознательности которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности. С вниманием связано состояние интереса (аффективное переживание), а также определенный комплекс кожных и кинестетических ощущений, которые можно представить как эмпирическую реальность для разговорного термина внимание. При внезапном возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех его содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии. В этом смысле внимание становится тождественно сенсорной ясности. Распределение содержаний на ясные или темные является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса (присутствие в сознании чувств или кинестетических ощущений не является обязательным. Однако, ясность представления зависит скорее от собственной концентрации сознания на чем-то и возможности его произвольного переключения, чем от характера самого представления
Тичнер рассматривал сознание на двух уровнях: ясного и темного (фокуса и границы сознания). По данным самонаблюдения можно заметить, что переход с верхнего на нижний уровень (и обратно) осуществляется сразу, одним прыжком [4].В структурной метафоре Вундта нет динамики сознания, хотя он и говорил о ритмике сознания. Тичнер в своей метафоре объединил структуру и динамику сознания. (Графическое представление концентрической модели Вундта как сглаженного конуса и сечение в вертикально плоскости, проходящей через его вершину, фокус). Эта картина носит название волны сознания и отражает динамику (накатывает и откатывает) -- в сознании всегда есть ритмика смены содержаний находящихся в фокусе и в этом отношении волна имеет временную характеристику соотносимую с устойчивым и неустойчивым вниманием, называемую Тичнером длиной волны (обозначающей как долго мы можем удерживать внимание на объекте) [5]. Общая площадь под кривой позволяет говорить об объеме сознания, высота пика от горизонтали позволяет говорить об интенсивности, силе внимания. Процессы происходящие на гребне волны интенсивнее и ярче процессов происходящих на нижнем уровне сознания и очевидно, что существуют различные степени ясности представлений, находящихся на самом гребне. В том месте кривой, где производная имеет непостоянное значение можно говорить об объеме внимания (площадь этой области). Однако, говоря о Тичнере необходимо сказать, что структуралисткую теорию сознания он довел до предела: [6]_ он свел внимание к сенсорной ясности (sensory clearness), то есть ясности ощущения, что является еще одним атрибутом ощущений, которые изучал Вундт (субъективные элементы сознания, аффекты раскладывались у Вундта по трем измерения; объективные элементы, ощущения -- обладали четырьмя атрибутами: качествами, интенсивностью, пространственной и временной характеристиками). В процессах первичного внимания сильный, внезапный, новый стимул [7] вызывал изменения в распределении сенсорных процессов в сознаиии сопровождавшихся аффективными и кинестетическими ощущениями (вызванных внутренними органическими изменениями и перераспределением мышечного напряжения). Вторичное внимание развивается из конфликта первичных вниманий -- (ясные представления или несовместимые моторные положения). При развитии нервной системы образ стал вытеснять ощущение и роль аффективных и кинестетических факторов ослабела. Важными понятиями у Тичнера являлись также акккомодация и инерция внимания (экспериментальные работы с метрономом и колокольчиком -- переоценка в случае фокуса внимания на местонахождении стрелки и недооценка при фокусе на колокольчике.