Смекни!
smekni.com

Системный подход к построению основных терминов и понятий образования (стр. 1 из 2)

.

Фридланд Александр Яковлевич, докт. пед. наук, проф., профессор кафедры информатики и вычислительной техники Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Мир, вошедший в третье тысячелетие, полон противоречий. С одной стороны, человечество достигло невиданного развития науки и технологии в развитых странах, с другой стороны, большинство стран живет в потрясающей нищете. С одной стороны страны Европы делают решительные шаги к интеграции, с другой, существует фанатичный национализм, переходящий в мировой терроризм. Глубокие противоречия, существующие в мире, проявляются в значительной разнице между совершенством искусственных систем и отсталостью мышления человека, его в среднем невысоким интеллектуальным уровнем.

Человечество давно возлагало неоправданные надежды на технику и технологию. Свидетельством этого служит высказывание известного писателя И. Ильфа: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».

С середины прошлого века большие надежды возлагались на кибернетику, а затем информатику.

Сегодня становится ясным, что главным системообразующим фактором нормального функционирования планеты Земля, является человек, его образ мышления и его действия, соответствующие его интеллекту, мировоззрению (см. например, [1]).

Возникает вопрос, каким образом формируется мышление человека, какое место и роль занимают образование и обучение в этом процессе? Для ответа на этот вопрос необходимо построить систему понятий отображающих процесс формирования человека, как социально-исторического существа, признавая первичность биологической основы.

В педагогической литературе процессы образования и обучения практически не разделяются.

В. М. Полонский отмечает: «Педагогическую науку справедливо упрекают в произвольном толковании ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий, в наличии многозначности, синонимии, других недостатков терминов (противоречии или несоответствии термина понятию), отсутствии термина при явной реальности понятия, длиннотах терминов, неоправданной перегруженности иноязычными элементами» [2].

Рассмотрим примеры. Определение Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского: образование – это «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества» (цит. по [3, с. 15]). Глубокий анализ понятия «образование» дал В. С. Леднев: «Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальными программами» [4, с. 24].

Аналогично определяется этот термин и в Законе «Об Образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [5].

В этих определениях существенным является то, что образование рассматривается как организуемый, целенаправленный, положительный процесс, который осуществляет общество над личностью. Возникает два вопроса: 1) как быть с людьми, проживающими в нечеловеческих условиях голода и геноцида в центральной Африке? Дети, рожденные в этих условиях, становятся личностями, хорошими или плохими – это не рассматривается. Как быть с тысячами беспризорных детей нашей страны?; 2) как быть с оценкой вклада педагога в конечную результативность обучения не превышающую 15 – 48 %, которую дает И. П. Подласый [6, с. 275]?

Необходимо уточнить это понятие, вернуть слову первоначальное значение – образование (создание) человека. Для того, чтобы подойти к определениям терминов «образование» и «обучение» необходимо договориться, что существуют процессы естественные и искусственные.

Итак, введем следующие толкования: естественный объект – это объект (явление, предмет, действие), который создан без помощи сознательного действия человека. Естественные объекты: воздух, вода, деревья, солнце, человек как биологическое существо, и др.

Искусственный объект – это объект (явление, предмет, действие), который создан с помощью сознательного действия человека. Искусственные объекты: языки, на которых общаются люди; колесо; плотина на реке; атомная электростанция; компьютер и др.

Естественные и искусственные объекты, безусловно, подчиняются всем известным и неизвестным законам природы, взаимодействуют между собой, и подчас трудно разделить, что искусственно, а что естественно в объекте. Например, в результате клонирования овцы получен естественный или искусственный объект? Климат изначально не создан человеком, но постоянно изменяется под его воздействием. Например, созданные человеком водохранилища меняют местный климат, который считается естественным.

Человек – единственное живое существо, которое оказывает сознательное, планируемое воздействие на природу. Это положительное по многим критериям воздействие, иногда имеет и отрицательный эффект, но оценить эти воздействия трудно, потому что, во-первых, нет объективных критериев оценки, а, во-вторых, последствия имеют задержку во времени, часто превосходящую время жизни одного поколения.

Массу предметов, сооружений и т. п. человек создает самостоятельно.

Все системы, придуманные и/или сделанные человеком, будем называть искусственными системами.

Научное разделение естественного и искусственного с помощью физики делают И. Пригожин и И. Стенгерс: «Искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости. Это замечание приводит нас к новому взгляду на роль материи во Вселенной. Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность» [7, с. 50]. Процесс, допускающий возвращение системы в первоначальное состояние без каких-либо изменений в окружающей среде, называется обратимым, и наоборот, не допускающий, – называется необратимым.

Искусственные системы встроены в естественный мир, помогают человеку выжить, обустроить свою жизнь, сделать ее более или менее комфортабельной.

В современной психологии используется термин артефакт для обозначения не только материальных объектов, которые подверглись изменениям человеком, но и символических систем.

Артефакт (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – материальный или символический объект, который сделан при участии человека и может быть использован в целенаправленной деятельности [8, с. 65].

Основой построения искусственных систем является мышление человека. Возникает вопрос: что представляет собой мышление человека, естественная или искусственная эта система?

Используя критерий И. Пригожина, описанный выше, можно считать, что мышление – это естественная система . Процессы мышления стохастичны и необратимы, а интеллектуальные процессы обратимы в некотором смысле. Познавая новое, трудно предугадать, что будет на следующем шаге познания, но если человек что-то понял, то он спокойно возвращается к старому знанию. Например, преподаватель, подготовивший некоторую лекцию, спокойно возвращается к ней спустя длительное время, просмотрев материал лекции.

И. П. Подласый об этих процессах пишет с точки зрения педагогики: «Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств . Что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно – наследуются не способности, а задатки» [6, с. 79].

Об этом же писал Л. М. Фридман: «Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научается постепенно в процессе жизненной практики, в общении со взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении» [9, с. 14].

Сотрудник Института общей генетики РАН доктор биологических наук Л. Животовский пишет о роли наследственности в интеллекте человека: «Что касается интеллекта, то в многочисленных исследованиях IQ уже давно доказано, что различия между индивидами одной популяции гораздо больше, чем различия между расами. А различия между людьми по особенностям психики и поведения, определяются не столько генетикой, сколько социальными условиями, в которых они развиваются и живут» [10].

Лауреат Нобелевской премии Г. Саймон подчеркивает, что человеческий интеллект является «самой интересной из существующих искусственных систем» [11, с. 33].

Все искусственные процессы в своей основе имеют естественные процессы и при разработке искусственных процессов необходимо это учитывать.

Проблемой мышления человечество занимается много столетий, психологами и нейрофизиологами получены значительные результаты, однако пока можно говорить о начале пути познания, что представляет собой мышление. Известно, что мышление человека, его интеллект развивается только в процессе общения с себе подобными. Слова «общество» и «общение» имеют один корень. Примером влияния общения на развитие интеллекта является эффект «Маугли»: дети, длительное время лишенные общения с людьми, возвращаясь в общество, не могут в нем полноценно адаптироваться.

Следует учитывать, что Мир существует объективно. Только малая часть мироздания связана с человеком, с Землей. Насколько сегодня понятно науке, только человек имеет разум и может познавать природу, понимать законы, которым подчиняется вселенная, и сознательно их использовать.