Фокин А.А.
Проблема медико-психологических последствий катастроф, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, локальных войн и вооруженных конфликтов, характерных для конца ХХ в., в настоящее время вызывает серьезную озабоченность не только ученых, но и правительств различных стран мира вследствие увеличения их частоты, выраженности и негативного влияния на психическое здоровье населения в целом.
Одним из видов психологических последствий вооруженных конфликтов служит боевое посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), возникающее у значительной части участников боевых действий. Во Вьетнаме ПТСР развивалось в 21– 40% случаев [Horowitz M.J., 1976; F.D.Jones, 1995], в Афганистане – у 10– 15% всех нераненых солдат, а в Чечне (первая кампания) – у 20– 25% нераненых и у 30– 45% получивших ранения [Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б., 1998].
Нами был обследован 161 участник боевых действий в Афганистане и Чечне (первая кампания). Исследование выполнено на базе клиники психиатрии ВМА. Возраст обследуемых составлял от 21 до 57 лет (средний – 31.6). Из них с ПТСР 81 человек (50.3%), без ПТСР 73 человек (45.4%), и у 7 человек (4.3%) ПТСР было сомнительным.
В качестве метода обследования было использовано структурированное интервью и тестирование уровня социальной адаптации по А.В.Рустановичу. Структурированное интервью касалось данных послебоевого периода жизни. Оно было направлено на определение особенностей адаптации к мирной жизни, значимых проблем, изменения системы отношений после войны, изменения характера, наличия социальной поддержки и др. (44 вопроса о послебоевом периоде жизни). Производилось сравнение двух групп ветеранов: с ПТСР и без него.
В ходе анализа результатов опроса у комбатантов с ПТСР по сравнению с комбатантами без ПТСР значительно чаще встречались неудовлетворенность своей жизнью в целом, острые переживания политико-социальной ситуации в стране, изменение отношения к средствам массовой информации и руководству страны на скрыто-негативное, значительные трудности в адаптации к мирной жизни, трудности в семье после боевых действий и в общении с окружающими, изменение характера после боевых действий “в худшую сторону”, непонимание психологических особенностей комбатанта со стороны близких и сослуживцев, предпочтение проводить время среди боевых друзей или в одиночестве, а также общая субъективная негативная оценка влияния полученного боевого опыта на настоящую жизнь. Значимость различий в ответах на вопросы о вышеуказанных сторонах жизни боевых ветеранов была р<0.05.
Сравнение двух групп по уровню социальной адаптации не выявило значимых различий. Возможно, это следствие ограниченности возможностей применения методики для данного контингента обследуемых.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что проблема психологических последствий локальных конфликтов является актуальной в современной психологии. Более того, в связи с тем, что за последнее время число и интенсивность локальных конфликтов в мире не только не уменьшается, но и стремительно возрастает, проблема ПТСР будет актуальной в психологической науке и практике нового тысячелетия.