В конце XIX века система высшего образования США продолжала укрепляться и развиваться. В крупных университетах стали формироваться научные школы и направления по фундаментальным и прикладным наукам. Научно-технические достижения университетов, расширение тематик научных исследований привели к росту ассигнований от государственных структур управления образованием, от крупных монополий и частных инвесторов. Примером существенного участия монополий в развитии системы высшего образования может служить Чикагский университет, которому Рокфеллеры передали 30 миллионов долларов в 1892 году. Семьей миллионеров Стэнфордов в 1882 году было собрано 20 миллионов долларов на формирование Стэнфордского университета, который был основан в память рано умершего сына семьи Стэнфордов. Известный предприниматель Джон Гопкинс завещал штату Мериленд 7 миллионов долларов для основания университета в Балтиморе. Университет начал работу в 1876 году под наименованием университет Джона Гопкинса. В результате наиболее престижные университеты и объединения колледжей превратились в крупные, современно оснащенные учебно-научные центры, которые установили контакты и связи с промышленностью, банковской сферой, с учебными и научными заведениями Европы, которая по уровню развития системы образования и науки все еще опережала США.
Однако высшее образование, особенно в элитных частных университетах, чаще всего не было доступно для широких слоев населения США в силу высокой стоимости. В результате в начале XX века возникла и быстро сложилась система высшего образования, которая предлагала получение профессионально-ориентированного образования за два года обучения и менее. В силу американской традиции любое образование, которое является продолжением школьного, в США считается высшим. Первое учебное заведение такого типа было открытое 1901 году в штате Иллинойс — Joliet Junior College [1]. Далее учебные заведения такого типа получили наименование юниор - колледжей. Практически сразу этот тип учебных заведений стал массовым в силу своей доступности. К середине XX века их было уже около 500, а к концу века более 1000. Вместе с профессиональными училищами «professional school» и системой начального двухлетнего обучения в общинных колледжах (community college), особенно сильно развитой в 60-е годы XX века, они образовали разветвленную сеть учебных заведений, представляющих выпускникам школ многочисленные варианты продолжения своего образования в сжатые сроки за приемлемую плату.
Первоначально юниор-колледжи копировали и использовали программу первых двух лет четырехгодичных колледжей, но с 1907 года в учебных планах таких колледжей появились элементы профессиональной подготовки. В дальнейшем характер и содержание образования в таких учебных заведениях существенно трансформировался, что привело к возникновению многовариантной системы программ подготовки и, как следствие, к разветвленной системе типов учебных заведений «квазивысшего» уровня. В 1917 году были приняты специальные гарантии для профессионального обучения в публичных школах, а в 1918 году комиссия национальной ассоциации образования по реформированию среднего образования провозгласила семь основных принципов образования, которые определенным образом повлияли и на содержание начального этапа высшего образования.
Формирование рыночных отношений в области высшего образования и образования в целом в США сопровождалось полным отсутствием координации и федерального контроля. В результате деятельность ряда учебных заведений сопровождалась злоупотреблениями, элементами надувательства и мошенничеством. В качестве ответной меры были созданы негосударственные общественные объединения профессионалов, работающих в сфере образования, а позднее ассоциации самих высших учебных заведений. К концу XIX века создание таких ассоциаций и объединений приняло массовый характер. В 1918 году был создан Американский совет по образованию (American Council of Education). Членами этой организации являются учебные заведения всех видов, включая и высшие учебные заведения.
С целью борьбы с недобросовестными учебными заведениями, фактически продававшими дипломы об образовании и документы, подтверждающие академические степени, в конце XIX века были образованы общественные профессиональные объединения, которые решали проблему признания дипломов учебных заведений и их аккредитации. В шести городах США при самых престижных университетах и колледжах добровольно были сформированы региональные ассоциации, которые разработали систему критериев для определения уровня учебного заведения. Появились списки аккредитованных (признанных) высших учебных заведений, с которыми согласилось и федеральное правительство, и правительства штатов, заявившие о своем невмешательстве в процесс аккредитации, для обеспечения автономии университетов. В результате определение типа учебного заведения, характеристика качества образовательного процесса и уровень образования стали понятиями, которые контролировались и определялись не только властями штата, но и на федеральном уровне. Наконец в 1949 году была сформирована Национальная комиссия по аккредитации, в состав которой вошли президенты 42 университетов.
В середине двадцатого века система высшего образования США получила несколько принципиально важных и мощных импульсов в своем развитии и совершенствовании. Первый из этих импульсов относится к 1944 году, когда для ветеранов и участников второй мировой войны были установлены образовательные привилегии. Для обеспечения их адаптации к условиям мирной жизни, а также по экономическим причинам федеральное правительство США выделило образовательные кредиты, которые позволили значительному числу относительно молодых людей влиться в систему высшего образования, принеся с собой в университеты и колледжи необходимые для развития высшей школы финансовые ресурсы. При этом в 1954 году было законодательно закреплено право на образование и темнокожих американцев.
Второй существенный толчок в развитии системы образования США произошел после запуска СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году [2]. По сути Америка испытала шоковое состояние, когда первый искусственный спутник Земли был запущен не в США, а в СССР. Действительно, страна, вкладывавшая в развитие науки и образования столько сил и средств, как ни одна страна в мире, страна, самовлюбленно гордившаяся своими научно-техническими достижениями, ощутила себя отставшей в сфере, открывавшей новые невиданные технологические горизонты. Страна ощутила себя беспомощной перед коммунистическим врагом, утратив статус недосягаемости. В ответ на запуск СССР искусственного спутника была принята целая серия законодательных актов, среди которых можно выделить «Закон об образовании в интересах национальной обороны». Этот закон прямо определил основную цель государственной политики в области образования - укрепление военно-технического потенциала США. Данный закон способствовал росту ассигнований на развитие фундаментальных научных исследований в университетах, укреплению материально-технической базы высших учебных заведений и привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов для подготовки национальных кадров. В 1963 году был принят закон о доступности высшего образования, который санкционировал выдачу ссуд и займов для строительства колледжей. Закон о профессиональном образовании исправил и расширил программы профессионального образования. В 1965 году появился закон о начальном и среднем образовании, который обеспечил значительную федеральную поддержку системы образования.
Однако бурный финансовый поток, обрушившийся на американскую систему образования в эти годы, не привел к ожидаемым результатам, что выяснилось на рубеже 70-80-х годов. В 1983 году появился широко известный доклад министра образования США «Нация в опасности». На базе этого доклада была принята программа перестройки системы образования на период до 1990 года, которая включала в себя элементы централизации системы образования. Однако и эта программа не привела к ожидавшимся результатам. В 1991 году была объявлена и принята новая образовательная инициатива, ключевыми пунктами которой являлись:
• Развитие стандартов образования по пяти основным предметам: английский язык, математика, естествознание, история и география.
• Развитие системы национального тестирования, результаты которого должны использоваться при приеме студентов в университеты и колледжи, а также работодателями при приеме на работу. • Обеспечение возможности получения высшего образования и продвижение по ступеням образования на основе образования, полученного в школе.
• Всемерная финансовая поддержка тех, кто хорошо учится, и тех, кто изучает предметы основных естественнонаучных направлений.
• Стимулирование бизнеса в поддержке некоммерческих организаций, проводящих научные исследования, и развитие нетрадиционных подходов в образовании.
• Федеральное финансирование общин по созданию новой американской школы.
• Создание условий партнерства между образованием и работодателями.
Однако и эта инициатива была определена как недостаточная, и в конце XX века был обнародован призыв к действию для американского образования президента Клинтона, который провозгласил, что для подготовки Америки к XXI веку страна нуждается в сильной, безопасной школе с ясными, выполнимыми стандартами образования и высокой дисциплиной. Декларировалось, что страна нуждается в талантливых высококвалифицированных учителях в каждом учебном классе. Каждый 8-летний ребенок должен быть обучен чтению, каждый 12-летний американец должен уметь пользоваться Интернет. Каждый 18-летний должен быть способен получать образование в колледже и каждый взрослый должен иметь возможность продолжать обучение. Призыв Клинтона гласил: «Мы должны предоставить нашему народу лучшее в мире образование. Вместе мы должны связать себя обещанием выполнения активного плана действий, который включает в себя: