Таблица 1. Распределение ПЛО по типам
праворукие — 70%, леворукие — 5%, амбидекстры — 10%. |
Проведенное в данном классе тестирование по методике раннего выявления предрасположенности к дислексии показало, что пятеро детей набрали 6 и более баллов, что указывает на возможность возникновения затруднений в освоении чтения. Среди них мальчики имеют следующие профили:
ППЛ, ПАА, ПАЛ, в среднем Кпр = 44%, что выше, чем у всех мальчиков (27%).
У девочки профиль: ППЛ, Кпр = 27%, что значительно ниже, чем у девочек в среднем.
Анализируя результаты тестирования по отдельным параметрам, мы отметили, что у всех детей, имеющих по данной методике предрасположенность к дислексии, отстают две и более функций, но, как правило, среди них обязательно встречаются «рядоговорение» и «ритмы» (см. таблицу 2).
У двух мальчиков предрасположенность к дислексии сочеталась:
1 — 6 б + дислалия, 2 — 8 б + неврологическая патология.
Проводимые в течение года проверки техники чтения показали, что предрасположенность к дислексии реализовалась в двух случаях, как раз в тех, когда несформированность базисных функций сочеталась с дислалией и неврологической патологией (ослабленная конвергенция). Необходимо сказать, что у тех детей в данной группе, которые достигали положительного норматива по чтению, на фоне остальной массы достижения невелики, т.к. в классе большая часть успешных детей читают со скоростью 52—94 (при норме 40) слова в минуту.
Анализируя рост навыка чтения у этих детей в течение года, можно отметить неравномерность, регресс, скачкообразный рост техники к концу года или, наоборот, замедление к концу года, чего нельзя сказать об успешных детях (табл. 2).
К концу года в данном классе техника чтения не соответствовала нормативам еще у троих детей. У них дополнительно к наличию левосторонних признаков или амбидекстрии в ПЛО отмечено влияние факторов, затрудняющих формирование навыка чтения. Частые и длительные заболевания, дислексия отрицательно сказываются на формировании навыка чтения (табл. 3).
Таким образом, среди детей, предрасположенных к дислексии и неуспешных в чтении, — 6 мальчиков и 2 девочки. Средний показатель Кпр у мальчиков — 38%, у девочек — 30% .Изучение ПЛО у этих детей, показало, что большая часть детей имеет левостороннюю асимметрию по зрению — 0,75%. Наибольшие трудности испытывают мальчик с амбидекстрией моторной функции, правым ведущим ухом и левым ведущим глазом (АЛЛ) и ребенок с неврологической патологией и комплексом, состоящим из несформированности
Таблица 2. Сочетание профиля латеральной организации с предрасположенностью к дислексии и успешностью освоения чтения.
Таблица 3. Сочетание ПЛО детей неуспешных в чтении, с предрасположенностью к дислексии и отягчающими факторами кинетического фактора, кратковременной слухо-речевой памяти и сукцессивных функций.
Сочетание симптомов в последнем случае говорит скорее об органическом поражении мозга, которое и является истинной причиной трудностей в учебе. Среди успешных детей — 8 девочек и 4 мальчика; в среднем Кпр у девочек равен 47% (выше, чем в группе неуспешных), средний Кпр у мальчиков равен 28% (ниже, чем в группе неуспешных), но у четырех мальчиков с проблемами из шести имеются дополнительные отягчающие факторы в виде дислалии, неврологической патологии, соматических заболеваний.
Среди детей успешных в чтении лишь 33% имеют левый ведущий глаз, у остальных правый (42%) или ведущий глаз не выявляется (25%).
В течение года проводилось наблюдение за становлением навыка письма, но внимательно исследовались письменные работы, выполненные детьми в классе и дома, лишь к концу учебного года. В классе 9 детей не успевают по письму (восемь мальчиков и одна девочка). Анализ письменных работ детей этого класса показал наличие в них практически всех видов ошибок, характерных для детей, осваивающих письмо, а также специфических: фонематические — замены и смешение букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки; ошибки анализа — синтеза, включающие: пропуски и перестановки букв, слогов; не выделение границ предложения; ошибки, связанные с несформированностью зрительно-пространственных представлений, — но больше всего нарушений связано с недостаточностью динамического праксиса (кинетические ошибки, нарушения каллиграфии и низкий темп письма, их усугубляющий).
При определении Кпр выявлено, что средний коэффициент правой руки успешных по письму детей — 45%, и он выше, чем у детей с трудностями освоения письма, где Кпр = 31%. В последней группе показатели Кпр размещаются в интервале от 16% до 64%, а у успешных от — 0 до 100%.
Таблица 4. Распределение ПЛО у успешных и неуспешных в письме
Левосторонние асимметрии или амбидекстрия по руке и слуху среди успешных детей встречаются лишь у двоих, причем у каждого по одному показателю. У детей, отстающих в письме, такие асимметрии встречаются у четырех детей, а из девяти (44%) у каждого тоже по одному показателю. В группе успешных и неуспешных одинаковое число детей имеют вариант ППЛ, но средний показатель Кпр у неуспевающих ниже (37%), меньше чем у успевающих (47%). Ребенок, имеющий профиль ППП в группе детей с проблемами в письме, часто болел в течение зимы, что могло отрицательно повлиять на его успешность. Надо отметить, что 75% детей, имеющих в медицинских документах указание на те или иные нарушения в здоровье, имеют трудности в освоении письма или чтения или чтения и письма вместе.
Выводы:
1. У детей, имеющих затруднения в чтении или письме, выше многообразие вариантов ПЛО с наличием большого числа амбидекстрии по «рукости», слуху или зрению.
2. Трудности чтения в большой степени связаны с левосторонней асимметрией по зрению, что согласуется с исследованиями О.Б. Иншаковой о нарушении направления слежения взглядом при чтении у неправшей: анализа вариантов профиля латеральной организации этой группы ею не проводилось.
3. Трудности письма отмечаются у детей с наличием левосторонних асимметрий или амбидекстрии по руке и слуху, а также с низким показателем коэффициента правой руки.
4. Наличие отклонений в здоровье усугубляет отрицательный фон, обусловленный парциальным левшеством, и приводит к одновременному проявлению трудностей в освоении чтения и письма у одного и того же ребенка.
5. Высокий суммирующий показатель по МРВД
А.Н. Корнева отмечается у детей, имеющих левосторонние асимметрии или амбидекстрию по зрительной функции, в меньшей степени — по слуховой. У всех детей, выявляющих предрасположенность к дислексии в латеральном профиле, имеются сочетание разносторонних асимметрий или амбидекстрии, но реализовывалась выявленная предрасположенность только у тех детей, кто дополнительно имел нарушение в здоровье. Эффективность методики в проведенном исследовании — 40%, что несколько расходится с данными автора (65 — 87%).
Список литературы
Агеева С.Р. Учет профиля моторной асимметрии - психофизиологическая основа дифференцированного обучения и воспитания. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1990.
Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе.// Международная конференция А.Р. Лурия. - М., 1998. - С. 201-207.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М., 1988. - С. 240.
Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и их связь с успешностью и обучением. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1990. - С. 99-100.
Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1995.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.,1997.- С. 240.