Смекни!
smekni.com

Проблема конфликта в подростковом возрасте (стр. 4 из 5)

Второй вариант возникает тогда, когда порождающее конфликт противоречие существует, но проявляется эпизодически, будучи замаскировано специфическим поведением взрослого: под напором подростка, но вопреки собственным взглядам, он наминает р.ыргишть то, что не (ШрШЮЛ раньше. Блшч>даря этому столкновений становится меньше, но их возможность имеется ПОСТОЯННО из-за неизменности сущности отношения взрослого к подростку. »>га неизменность в сочетании с уступками ощхлделяст непоследовательность поведения взрослого: одно и то же то разжигается, то запрещается. Такая неопределенность, касающаяся пределов доступного и возможного для подростка, существует довольно часто, может сохраняться долхчм» время и благоприятствует развитию взрослости иод|к>стка в русле имеющихся у него интересов и стремлений, так как каждое прошлое отступление взрослого подросток использует против него как cjxwrr -во для достижения желаемого.

Третий вариант складывается в случаях, когда взрослый со временем начинает видеть в подростке не ребенка, а более взрослого и соответственно меняет отношение. Позтому противоречие, порождавшее трудности в их общении, уменьшатся и меняется первоначальная картина н отношениях: конфликт становится меньше и может исчезнуть вообще.

В т[к»х указанных вариантах развития отношений подростка и взрослого сходным общим моментом является конфликтное начало подросткового периода. Здесь всюду имеется так называемая негазов тинная фаза. Она возникает при инициативе подростка в переходе к новому типу отношений со взрослым и щи сопротивлении взрослого атому. Длительность конфликта определяется временем неизменности отношения взрослого к подростку. В целом же негативная фаза отражает определенную форму перехода к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового возраста опережают появление соответствующих им изменений в отношениях с взрослым. Положительное содержание негативной фазы заключается в том, что подросток путем разных форм неподчинения взрослому ломает прежние «детские» отношения с ним и навязывает новый тип «взрослых» отношений» которым объективно принадлежит будущее, поскольку только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка.

Существенный симптом негативной фазы заключается также в разрушении у подростка прежних и появлении новых интересов. Положительное содержание этой смены создается возникновением у подростка активного равнения на мир взрослых с его образцами, нормами, ценно стями и вообще на взрослого с целью приобрести его разные особенности и качества, приобщиться к разным сторонам его жизни и деятельности. Это имеет важнейшее значение в развитии социально-моральной взросло сти подростка- Именно этот процесс составляет основное содержание формирования личности в этот период развития и заключается в появлении у подростка определенных морально-этических представлений и ценностей, целей и планов, связанных с будущим, задач самовоспитания и самообразования, а также стремления поступать в соответствии с собственными представлениями и целями. Однако конфликтные отноше ния способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него ¦смысловой барьер» к воздействиям взрослого, и поэтому воспитатель может вообще потерять возмомсность влиять на подростка в ответственный период становления моральных и социальных установок личности.

Иначе протекает подростковый период, если переход к новому типу отношений с подростком происходит по инициативе взрослого. В этом случае такой переход может происходить постепенно, без специфических трудностей и быть естественным следствием особого рода общения с ребенком до подросткового возраста или в его начале, а также результатом намеренного изменения взрослым прежних отношений, В последнем случае взрослый, не дожидаясь времени, когда инициатором перемен может стать подросток, начинает перестраивать свое отношение к нему^И выяснять, где именно и как можно и нужно расширить его самостоятельность и права, повысить требования к подростку, увеличить его ответственность. Такого рода признание шцюсльхм 1«>:»1кн*- ших возможностей ребенка отвечает задач? иосюючния, а при гшялл*** паи у подростка «чувства взрослости» препятствует иоиникнпнеиию противоречии, и01юждающшч> трудности и кош|ишкты.

Возможность дали*ейшего 6еско*н1шикт1Кго щхлекания шуцххпколххх» нецюда связана с пршяишным решешем проблемы пехтчинного, и*чшшхнко перехода к нс*х>му талу апкхиений и постепеншхх) рааиирешш auvKxrnw - телыюстн тюдросткав разных направле*вдях, причем с нахождением той w cnauum . которая сшпхггепкхйиш бы реальным возмижшхтгям п<щро<:ткл и (Лцествешилм требованиям, но не превьштлп бы меры. когда взрослый уже теряет вояможнгхггь направлять поведение гауцххггка и влиять idi ияхх, ! hu конечно, очень трудная задает, и и напхжщре время еще отсутствует ixxovuwt ность укапать конкретные пути ее решения. «>го — дело будущет но положителышш примеры 11сдапгической х^юктики (и еемы&bsol; школе), клггху рых в общем не так мало, аищетелытпхукгг о хцмнпипиялиюй нсх«можн<хти 1х*не*шя этих проблем. Т*кие шхложигтшлые примеры необходимо авали- ;шронагп» самым тщательным образом в разных лшекгнх — сгничллыюм, пишшнмческом. педатгич«и<ом > чтобы сделать процесс переходя к швюму пшу отношений с подратком управляемым и наиболее целессх/>рн:агым в 1*лшых конкххггпых условиях.

Интересны и поучительны случаи бесконфликтного перехода к новому типу отношений, возникающих на базе особого рода общения взрослого и ребенка в конце» младшего школьного возраста и и начале подросткового. :>то имеет место в случаях, когда из-за особых обстоятельств ребенок становится серьезным помощником матери в хозяйственных делах, а в некоторых вопросах »— ее советчиком и опорой, причем одновременно имеет значительную самостоятельность в отношениях с товарищами. Такое положение подростка ставит его и существенных вопросах наравне со взрослыми и вызывает к жизни способы социального взаимодействия, основанные на доверии» помощи друг Друху* уважении. Далее, отношения между подростком и взрослым не претерпевают отрицательных изменений, когда взрослый является активным участником жизни ребенка (разных его дел, интересов, отношений), становится его личным, интимным другом, помогает сонетом и делом, сам советуется с ним в некоторых вопросах. Также не происходит отрицательных сдвигов, если взрослый становится образцом для ребенка и приобщает его к некоторым своим интересам и занятиям, учит полезным умениям, считается С мнением, помогает в трудностях.

Для всех этих вариантов отношений характерно наличие общности в той или иной стороне жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, из чего рождается промежупинный.тип отношений большего равноправия по сравнению с детством 1 . Отношения развиваются благополучно, если они строятся по определенному типу отношений взрослых — дружеских или содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества происходит становление новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого, морально-этическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Сотрудничество, будучи особым типом общения, позволяет взрослому поставить подростка в новое положение — своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такого рода отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания.

Таким образом, создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов, как основы перехода к новому типу отношений, является важнейшей проблемой в воспитании детей этого возраста и необходимым и обязательным условием развертывания процесса обучения подростка быть взрослым. Постепенно вводить его в мир взрослости должны непосредственные воспитатели — родители и учителя. Если этого не делать, подросток найдет способы проникнуть в этот мир без помощи взрослых. Их нежелание или неумение понять новые стремления подростка толкает его в среду товарищей, на поиск удовлетворяющего содержания жизни и отношений, еще больше увеличивает потребность в общении со сверстниками, поскольку здесь, в среде сверстников, стремление подростка к взрослости понятно остальным. находит признание и поддержку. Здесь отыскиваются разные пути приобщения к взрослости и устанавливаются контакты на этой основе. Здесь может получить поддержку протест подростка против неудовлетворяющего отношения взрослых и на этой основе может возникнуть «солидарность группы». Общение с товарищами является особой школой развития социально-моральной взрослости подростка, и сила влияния сверстников прямо пропорциональна степени неудовлетворенности подростка общением со взрослыми. Первопричиной эмансипации подростка может быть не совершившийся своевременно переход к новому типу отношений с взрослыми» а поскольку при этом социально-моральное развитие подростка происходит преимущественно за пределами влияния родителей или учителей, то у них нередко появляются новые трудности и проблемы из-за расхождений с подростком во взглядах по разным вопросам, причем подросток может отвергать мнение взрослого не только как «просто» неправильное, но и как «несовременное», «старомодное». Вопрос о столкновениях и конфликтах подростка и взрослого из-за различия в этических и эстетических представлениях, в социально-моральных установках и ценностях является особой проблемой, которая приобретает актуальность во второй половине подросткового возраста и сохраняется в юношеском.