Интересно, что почти через двадцать лет после выхода этого "Краткого наставления" императрица Екатерина II писала генералу Н.И. Салтыкову по поводу воспитания ее внуков: "Знание да будет им единственно отвращением от праздности … и дабы привыкли к труду и прилежанию … Если в детях свобода духа не будет угнетаема наставниками, то от игры к учению приступить будет столь же охотно, как и в игре. И для того их высочеств не принуждать к ученью, но представлять им, что учатся ради себя и для своей пользы …" (10)
И нужно сказать, что усилия русского дворянства по образованию своих детей принесли реальные плоды: дворянские дети получали хорошее, вполне качественное домашнее образование. Об этом, в частности, свидетельствуют их ученические тетради, которые в своей массе велись на французском языке и имели довольно основательные записи (11). Недаром, по мнению многих тогдашних просвещенных людей Запада, молодая русская знать считалась едва ли не самой образованной и развитой во всей Европе.
Во многом способствовало образованности юных дворян чтение книг. Столичные дворяне вообще имели хорошие библиотеки. К примеру, И.И. Шувалов был очень начитан, его библиотека была во второй половине XVIII в. одной из самых богатых частных библиотек в России. Но хорошие библиотеки были во многих дворянских семьях. При этом книги собирались не просто в качестве дани моде, книги читали и читали внимательно. Неслучайно русские дворяне без труда декламировали целые сцены из трагедий Корнеля и Расина, наизусть знали поэмы Вольтера, охотно цитировали Дидро и Лафонтена.
Во многих автобиографических записках русских дворян перечисляются любимые книги детства и излагаются впечатления от этого чтения. Знание языков позволяло дворянским детям читать книги на французском, немецком и других языках, и это было значимым моментом. Так дети глубже познавали язык и знакомились с европейской литературой в подлиннике. А.Р. Воронцов писал: "На придворном театре давали два раза в неделю французские комедии, и наш отец брал нас туда с собою в свою ложу. Я упоминаю об этом обстоятельстве потому, что оно много способствовало тому, что мы с раннего детства получили решительную наклонность к чтению и литературе. Мой отец выписал для нас из Голландии довольно хорошо составленную библиотеку, в которой находились лучшие французские авторы и поэты, а также книги исторического содержания, так что, когда мне было 12 лет, я уже был хорошо знаком с произведениями Вольтера, Расина, Корнеля, Буало и других французских писателей. В числе этих книг находилась состоявшая почти из ста волюмов (томов. — М.К.) коллекция нумеров журнала: Ключ к знакомству с кабинетами европейских государей, начинавшаяся с 1700 … Это издание имело великое влияние на мою наклонность к истории и политике; оно возбудило во мне желание знать все, что касается этих предметов и в особенности по отношению их к России" (12).
А.Р. Воронцов упоминает о том, что на него оказали сильное впечатление выезды в театр. Необходимо отметить, что в театральный восемнадцатый век организация постановок для детей и с участием детей стала важным игровым методом педагогики. Часто актеры крепостных театров становились учителями музыки, декламации, пения и танца. По примеру великокняжеских детей, спектакли с участием детей начали даваться в различных дворцах и усадьбах (13).
Если говорить о воспитании юных дворян, то, помимо учителей и гувернеров, в основном французского происхождения, на дворянских детей большое влияние оказывали няни и дядьки, с их исконно русскими традициями и добродетелями. Активный, любознательный, шаловливый и избалованный русский ребенок, в принципе, с трудом вписывался в европейские системы воспитания. Достаточно вспомнить Петю Гринева из повести "Капитанская дочка", когда гувернер жил сам по себе, а мальчик сам по себе. Наибольшее же влияние оказал на юного Петю и, одновременно, наибольшую заботу о нем выказывал его дядька — Савельич. В этом смысле, А.С. Пушкин, создавший замечательный образ Савельича в своей повести, и сам во многом воспитанный няней Ариной Родионовной, отразил в "Капитанской дочке" общую тенденцию, характерную для домашнего воспитания дворянских детей.
Впрочем, как и во все времена, образование и воспитание в русских дворянских семьях во второй половине XVIII в. не избежало множества проблем. Чадолюбие в дворянском воспитании нередко сменялось розгами, в образовании важным было владение языками и начитанность ребенка, а вот на всё остальное обращалось гораздо меньшее внимание. Этим и был обеспечен успех Вральманов — гувернеров-полуобразованцев, буквально хлынувших в Россию. Немалую роль во всем этом сыграло и то, что для карьеры молодого дворянина определяющей была, в первую очередь, преданность престолу, а затем уже знания. И все же многие документы того времени свидетельствуют о том, что столичные дворяне, в первую очередь, богатые вельможи относились к образованию своих детей весьма трепетно, и старались дать им максимум знаний, в то же время не утомляя их и не нанося вред их здоровью. Это подтверждают и многочисленные "Наставления" по воспитанию детей.
Таким образом, вторая половина XVIII в. ознаменовалась появлением новых традиций в домашнем дворянском образовании. Наверное, это не случайно, ведь эта эпоха была буквально проникнута духом педагогики. Идеи западноевропейских и отечественных просветителей, воспринятые русской педагогической мыслью как передовые, стали во второй половине XVIII века ключевыми и использовались не только для образования, но и для воспитания "новой породы" людей.
Список литературы
1. Артемова Е.Ю. Культура России глазами посетивших ее французов (последняя треть XVIII века) / Под ред. Л.Н. Пушкарева. М., 2000. С. 178.
2. РГАДА, ф. 1263, оп. 1, д. 6380. Ведомость расходов, затраченных на воспитание М.А. Голицына (1783 г.). л. 1. Ведомость дает представление о градации учебных предметов, среди которых наиболее важными считались иностранный язык, фортификация и фехтование (приведены годовые расходы в рублях): "За уроки политической истории — 360, фортификационному учителю — 624, математики — 192, французского стиля — 520, за танцы — 150, фехмейстеру — 480, танцмейстеру — 204, рисовальному — 144, учителю за ноты — 360".
3. Массон Ш. Секретные записки о России времен царствования Екатерины II и Павла I. М., 1996. С. 135–150.
4. Вигель Ф.Ф. Записки. М., 2003. Т. 1. С. 36–37.
5. Сапрунова И. Н.П. Шереметев. Детские годы 1751–1769 // Граф Н.П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба. / Сост. и ред. Г.В. Вдовин. М., 2001. С. 28–32.
6. Приведем примеры духовной литературы в библиотеках русских дворян на основе сохранившихся в архивах описях библиотечных книг. ГАРФ, ф. 1711, оп. 1, д. 74: Опись библиотечных книг Р.Г. Орлова (1796 г.), л. 20.; Краткая Священная история в перечне детских книг; РГАДА, ф. 1274, оп. 1, д. 2897: Алфавит богословских книг Екатерины Блудовой (1803 г.), л. 2: Библия — 5 экземпляров, л. 2 об.: Детское богословие; ОПИГИМА, ф. 4, оп. 1, д. 106: Опись библиотеки князя А.Н. Панина (на фр. языке), л. 7, об.: Руководство к богопознанию; История Российской Церкви; Ручная книга христианина. РГАДА, ф. 1263, оп. 10, д. 591: Каталог книг библиотеки дома Голицына (1818 г.), л. 1: Библия — 4 экземпляра; л. 2: Краткое описание Киево-Печерской лавры; л. 5: Христианский календарь.
7. ГАРФ, ф. 1711, оп. 1, д. 74. Описи библиотечных книг Орлова Ф.Г. 1796 г., л. 20–21; РГАДА, ф. 1274, оп. 1, д. 2897: Алфавит богословских книг Е. Блудовой 1803 г. Нравственные книги. л. 6, об; ОПИГИМА, ф. 4, оп. 1, д. 106.: Опись книг библиотеки А.Н. Панина, л. 8.
8. История воспитания и образования в России XVIII века / Сост. Д.И. Латышина. М., 1992. Ч. 2. С. 35.
9. Краткое наставление о воспитании детей. 1766 г. // Хрестоматия по истории России XVIII–XIХ вв. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2003. С. 118–119.
10. Наставление Екатерины II кн. Н.И. Салтыкову по поводу воспитания ее внуков Александра и Константина. 1784 г. // Хрестоматия по истории России XVIII–XIХ в. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2003. С. 120.
11. Например: РГАДА, ф. 1265, оп. 3, д. 2612: Ученические тетради А.Н. Гончарова 1756 г. января 29 дня, л. 97. Записи по географии.
12. Воронцов А.Р. "Записки" // Хрестоматия история государства Российского. Свидетельства. Источники. Мнения. М., 2001. Кн. 2. С. 138.
13. Дмитриева Е.Е. О.Н. Купцова: Жизнь усадебного мифа. М., 2003. С. 265–269.