Вторая вселенная предполагает различение мира реальности и мира фантазии. В нормальном развитии эта дифференциация необходима (опасность представляет возможная фиксация на одном из этих миров). Такая дифференциация приводит к появлению ролей нового типа - психических и социальных (наряду с уже появившимися психосоматическими).
Третья вселенная (выделенная Лёйтц) соответствует уже обозначенным трансцендентным ролям. Речь идет о новом переживании единства с Космосом, но уже-в отличие от первой вселенной - в форме сознательной ему сопричастности.
Психологические проблемы человека с точки зрения теории ролей
Поскольку психодрама рассматривалась самим Морено не только в медицинском аспекте, но и в более широком, экзистенциальном, мы будем говорить о проблемах человека в широком смысле слова. Психологические проблемы рассматриваются в рамках теории ролей как следствие а) особенностей ролевого развития; б) специфики ролевого репертуара; в) характера взаимоотношений между ролями. Нормальное ролевое развитие предполагает последовательное продвижение от соматических ролей к трансцендентным; один из критериев здоровья зрелой личности - способность действовать одновременно на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном ролевых уровнях. Соответственно нарушения ролевого развития проявляются а) в “выпадении” определенного промежуточного ролевого уровня; б) в застое ролевого развития; в) в частичной или полной ролевой регрессии. Поскольку, по Морено, личность образуется ролями (“я” возникает из ролей, а не наоборот), первый вариант означает пробелы в определенных личностных сферах. Так, скачок с соматического уровня на социальный, минуя психический, означает психопатическое развитие с “пробелом” в сфере чувств; скачок с психического уровня на трансцендентный - шизоидное развитие с “пробелом” в сфере социальных отношений (Лёйтц, 1994).
Застой ролевого развития соответствует различной степени психического недоразвития или задержек развития.
При регрессивных тенденциях регрессия направлена к ближайшему уровню или действует скачкообразно. Например, переход с 4-го уровня на 3-й, по мнению Лёйтц, свидетельствует о невротической регрессии, с 3-го на 2-й - о психотической регрессии, с 4-го на 2-й - о возможной шизофренной регрессии, с 4-го на 1-й -- об остром шизофренном психозе.
С особенностями ролевого развития связана специфика ролевого репертуара. Центральным здесь выступает понятие ролевого дефицита, который может быть понят как отсутствие того или иного уровня ролей (при том, что возрастная норма их предусматривает): либо как недостаточность ролевого репертуара внутри определенного уровня, либо как недостаточная освоенность роли. Первичный ролевой дефицит связывается с наследственно детерминированными дефектами развития либо с задержками соматического, психосоциального и духовного развития, детерминированными прижизненно. Вторичный ролевой дефицит сопряжен с разнообразными факторами (биологическими или социальными), детерминирующими патологическую атрофию роли, утрату роли, составлявшей интегративную часть личности, недостаточность ролевого репертуара (например, в новой ситуации) или недостаточность освоения конкретной роли.
Проблемы, связанные со взаимоотношением между ролями, сопряжены с ролевым конфликтом. Различают конфликты интраролевой и интерролевой, интраперсональный и интерперсональный. Интраролевой конфликт. По Морено, практически не существует ролей, не представляющих ролевой кластер, то есть не состоящих из нескольких ролей. Одни роли кластера остаются латентными в момент актуализации других, но оказывают на них влияние (так называемый “кластерный эффект”). При отвержении субъектом части ролевого кластера возникает интраролевой конфликт, который может становиться интрапсихическим (что в данном случае означает вовлечение сферы переживаний по поводу этого отвержения) и приводить к болезненным состояниям либо, не становясь интрапсихическим, иметь прямые социальные последствия.
Интерролевой конфликт предполагает наличие несовместимых или очень различных ролей. Типичный пример - амбивалентность или конфликт ценностей; возможна и ситуация двух или более в принципе не противоречащих друг другу чувств, ценностей и т. п., не могущих сопутствовать друг другу в силу неблагоприятных условий. По сути, интерролевой конфликт выступает как интраролевой по отношению к роли более высокой степени общности. Пример: роль любящего и роль конкурирующего по отношению к роли сына. Интраперсональный конфликт предполагает, что в него вовлечены не только переживания настоящего, но и опыт прошлого, например, конфликт интернализированных в детстве несовместимых типов поведения в отношении одной и той же роли.
Интерперсональный ролевой конфликт разворачивается не интраиндивидуально, а в межличностном пространстве (конфликтны, например, роли доминирующих лидеров членов супружеской пары).
Теория спонтанности
С теорией ролей связаны представления Морено о спонтанности, креативности и действии. Эти понятия наряду с другими некоторые авторы рассматривают как основные понятия психодрамы. Впрочем, эти представления также не свободны от противоречий, что относится, в частности, к такому понятию, как “спонтанность”.
С одной стороны, спонтанность выступает как психологический эквивалент упомянутого выше философско-теологического понятия “искра Божья”, соотносясь, таким образом, с некоей благодатной космической силой (она выступает, в частности, в форме индивидуальной энергии, потенциально доступной чувственному восприятию и контролю). С другой стороны, спонтанность определяется Морено как адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые, то есть как некий конкретный акт, обладающий определенными характеристиками. В то же время Морено и его последователи указывают, что спонтанность может быть и неадекватной, в частности деструктивной (что противоречит предыдущему определению), то есть, по сути, речь идет о самопроизвольности как таковой. Так или иначе, спонтанность может быть по контексту рассмотрена как некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу. Спонтанность, по Морено, не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной “здесь и теперь”, уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Последнее означает оскудение индивидуального бытия и обеднение личности (“невроз креативности”); вместе с тем высвобождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и к деструктивной активности. В этом плане цель психодраматической терапии - высвобождение спонтанности и ее одновременная “разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека” (Лёйтц, 1994). Морено описал независимые формы выражения спонтанности:
• драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов);
творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.);
оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);
адекватная реакция (правильно выбранное по времени,
форме, направленности и интенсивности поведение).
Высвобождению и контролю спонтанности можно научиться с помощью психодраматических техник.
Спонтанность - катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях). Способность творить, по Морено, - фундаментальное человеческое свойство.
Креативность отчетливо проявляется там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования (Лёйтц, 1994). Психодрама разрабатывалась Морено как средство терапии уже упомянутого невроза креативности, то есть неблагоприятного состояния, связанного с застоем творческого отношения к бытию.
Творческий процесс воплощается в появлении того или иного материального или идеального продукта (в том числе роли; см. выше), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, то есть консервироваться. (На уровне человечества речь идет о так называемых культурных консервах - продуктах культуры, фиксированных в форме произведений науки, искусства.) Консервы не содержат уже ни спонтанности, ни креативности; однако оживленные в индивидуальной жизни или в жизни новых поколений, они способны побуждать к творчеству, что осуществляется благодаря разогреву.
Следующее важное понятие - понятие действия. Так же, как спонтанность и креативность, действие - феномен космический; оно - признак материи в целом и живой материи в частности. Как способ человеческого поведения действие старше речевого общения. Глубокие же детские переживания возникают на доречевом уровне развития ребенка, на уровне первой вселенной, да и в целом действия находят лишь частичное речевое воплощение. Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации возможного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потребность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и создавать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрезмерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креативному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акциональным методом - методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала.