Смекни!
smekni.com

Аксиологические основы воспитания (стр. 3 из 3)

В процессе культурного развития человечество стало выделять в качестве универсальных средств разрешения противоречий определенные формы организации отношений. Прежде всего к таким формам относятся нормы поведения и деятельности, зафиксированные в общественном сознании на уровне представлений (т. е. правила), как средство разрешения противоречий между предметами материальной культуры. Но эти нормы поведения и деятельности в силу своего разнообразия сами порождают противоречия. И тогда в качестве средств разрешения противоречий выступают отношения, которые выстраиваются как реализация людьми при организации своего поведения и деятельности отдельных принципов. В качестве принципов используются понятия и категории.

В последние два столетия русская культура в лице выдающихся философов и ученых, таких как И. Ильин, В. Соловьев настойчиво обращает внимание на способ установления отношения с миром, в основе которого лежит любовь как таковая. Эта позиция поддерживается и многими психологами и педагогами-гуманистами (А. Маслоу, К. Роджерсом, Д. К. Ушинским, В. А. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили и т. д.).

Любовь как таковая выступает в качестве системообразующей ценности в системе ценностей только тогда, когда человек освоил все предметности культуры. Его переход на уровень предметности культуры — 4 (П-4) происходит через переживание и осознание того, что никакой предмет и предметность культуры сами по себе не могут стать панацеей от всех бед. Тогда внимание человека обращается на самого себя, и он обнаруживает, что только он сам может сделать окружающий его мир добрым, справедливым, гармонично устроенным и т. п. Таким образом человек обретает всю полноту свободы человека, обратная сторона которой — полная ответственность за мир, в котором он живет. И тогда оптика человека меняется. Он другими глазами смотрит на мир и видит его весь уже не отчужденным: в культуре, в природе, в других людях он начинает видеть то, что поможет ему построить желаемый, благополучный для него и для других мир.

Осознание взаимозависимости категорий «ничто» и «все» помогает человеку осознанно удерживать равновесие между его любовью к себе к другим.

Эти категории превращаются в ценностнообразующее основание — эталон, посредством которого он относится к своей системе ценностей, постоянно удерживая ее универсальность. Такое отношение В. И. Плотников выделяет как аксиологическое отношение.

Таким образом, форма поведения и деятельности людей, ценностным основанием которых является любовь как таковая, задается парными категориями «ничто» и «все».

Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что освоение человеком каждого уровня культуры и его ценностный переход на более высокий уровень связывается с развитием способности человека к синтезу противоположных сил и направлений, открывающихся в процессе познания действительности (Б. П. Вышеславцев). Таким образом, универсализация ценностей человека связана с открытием для него возможности гармоничных отношений всего того, что ранее представлялось полярным — идей, теорий, норм, вещей, с рождением новой, не существующей для него ранее ступени бытия.

Список литературы

1. Риккерт Г. Философия жизни / Пер. с нем. Киев, 1998. (Познание; Вып. 6).

2. Ильин И. Путь духовного обновления / Путь к очевидности. М. , 1998.

3. Невелев А. Б. Событие духа: от мысли к Лику. Челябинск, 1997.

4. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М. , 1994;. Ильин И. Путь к очевидности… М. , 1998. С. 671 — 846.

5. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1996. С. 193 — 224.

6. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф. Филлипова; Под ред. А. В Денежкина. М. , 1994.