Что касается купцов, общим правилом у них стал обычай самим непосредственно вести все записи и счетные книги. Никаких специальных лиц по ведению записей в счетные книги в эпоху до начала XV столетия не было. В то же время общая грамотность купцов была весьма невысокой. Еще хуже обстояло дело с искусством исчисления, проще говоря, с арифметикой. Центром изучения искусства исчисления была Венеция, поэтому сюда направлялись те, кто желал получить высшие знания в области искусства исчисления. Насколько невысокими были требования и насколько малыми сведениями довольствовались ученики, видно хотя бы из того, что знание четырех правил арифметики, простого тройного правила товарищества уже считалось высшими знаниями по арифметике, а умение производить деление - признаком высшей купеческой подготовки.
Совершенно очевидно, что низкий уровень знаний и, в частности знания арифметики, в значительной степени мешал вести счетные книги надлежащим порядком.
Ещё одна причина невысокого качества счетных книг того времени - употребление римского начертания цифр. Арабское начертание цифр стало известно с 1202г., когда была опубликована классическая работа Леонардо Фибоначчи (Леонардо Пизано) под названием «LiberAbaci». Появление в свет труда Леонардо Фибоначчи можно рассматривать как весьма важный момент в деле развития торговых отношений. В самом деле, введение во всеобщее употребление арабского начертания цифр в значительной степени содействовало облегчению арифметических действий и, следовательно, содействовало широкому распространению знаний арифметики. Знание же арифметики служило большой помощью при выполнении всякого рода расчетов по торговым операциям и сделкам.
Леонардо Фибоначчи не был изобретателем нового начертания цифр. Им стал живший в начале IX столетия в Багдаде ученый Абу-Абдаллах-Мохамед-бен-Муза-Алховаризми, родом из провинции, расположенной к северу от нынешней Хивы. Абу-Абдаллах составил для халифа Аль-Мамуна арифметику, в которой излагал систему индусов, и ввел знак 0, называвшийся по-арабски цифрой. Система Абу-Абдаллаха приняла название Алгоризм, потому что у себя на родине автор назывался Алхаризми. Отсюда произошло слово «алгоризм», ставшее термином, а система, вводящая арабское начертание цифр, получила известность в Европе.
Алгоризм быстро был воспринят современниками Фебоначчи. Попытки применить арабское начертание при записях в счетные книги появились немедленно после того, как стал известен труд Фибоначчи. Однако, в 1299г. особым законом, изданным во Флоренции, было запрещено пользоваться при записях в счетные книги арабскими цифрами. Мотивы запрета сводились к тому, что при использовании арабских цифр, всякого рода исправления и искажения сумм записей становились более трудными. Поэтому для поддержания доказательной силы записей в торговые книги предписывалось пользоваться исключительно римскими цифрами.
Таким образом, купцы и иные лица, ведущие записи в счетные книги, должны были пользоваться исключительно римскими цифрами. Такой порядок сохранился до середины XV столетия. Все упомянутые выше книги, счетные книги Якопи, Бони, Соранцо, Барбариго, Руланда, книги Генуэзской общины, - все эти книги велись исключительно с применением римских цифр. Первой книгой, в которой было применено арабское начертание цифр, были книги Якова Бадоера (1436-1439 гг.). С этого времени уже все счетные книги в большинстве случаев ведутся с арабским начертанием цифр.
Техника записей во всех счетных книгах эпохи раннего средневековья была весьма простой. В большинстве случаев книги велись до тех пор, пока все листы не были заполнены полностью. Заключение книги и счетов были операциями крайне сложными для бухгалтеров того времени, поэтому производились весьма редко, а то и вовсе не производились. Если же и производились, то для такого рода работы отводилось несколько месяцев.
Основная литература:
1. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Высотская А.Б. Налогообложение и бухгалтерский учет: от папируса к матричному моделированию, Ростов н/Д, 2010.
Дополнительная литература
- Дикань К.В. Налоговые системы древности и их влияние на поведение хозяйствующих субъектов // ЭКО. 2002. № 10.
- История экономических учений: Учеб. пособие /Под ред. В Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Малюга Н.М., Давидюк Т.В. Двойная запись в бухгалтерском учете: историко-теоретический аспект. Житомир, 2003.
- Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учеб. Пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
[1] Гуляева А.Ф. «Введение в специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» учебно-справочное пособие, Ростов н/Д, 2003.
[2] Галаган А.М. Счетоводство в его историческом развитии. – Л.: Государственное издательство, 1927. – 170 с.
[3] Если сравнить с принципами современного складского учета, то совершенно очевидно, что его принципы едва ли изменились с течением времени.
[4] Лихачев Н.П. Древнейшие буллы и печати Ширпурлы. СПб. 1907. С. 226.
[5] Позмаков Н.С. Учет в докапиталистических системах хозяйствования. Л., 1940. С. 156.
[6] Никольский М.В. Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеш. Т. 3. СПб., 1908. С. 53.
[7] Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914. С. 30-31.
[8] Барац С.М. Курс двойной бухгалтерии. СПб. 1912. С. 778.
[9] См, например, Галаган А.М. Счетоводство в его историческом развитии. Л. 1927. С.170
[10] Моммзен Т. История Рима. В 5 Т . Т. 1. М., 1936. С. 206.
[11] Гуляева А.Ф. "Введение в специальность "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" Учебно-справочное пособие, Ростов н/Д, 2003.
[12] Там же
[13] Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России: древние народы юга России. 1922. С. 160.
[14]Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII века. М.1993. С. 11.
[15] Цыганков К.Ю. Очерки теории и истории бухгалтерского учета. М. 2007. С. 25-26.
[16] Бердышев С.Н. Место сталинизма в глобальной экоистории, М. 2008.
[17] Сапов Г.Г. От Моисея до наших дней.//Отечественные записки №4 2002.
[18]Галаган А.М. Счетоводство в его историческом развитии. М.-Л. 1927.