Берегитесь, милый Великий Князь, перейти всею жизнью на эту сторону: это значит забыться и продать свою душу. Это сладкое вино — хочется пить его, упиться им; но оно обманчиво. Это то вино, о котором говорится по случаю брака в Канне Галилейской: «в начале подается доброе вино, а когда упьются, тогда худшее», и, наконец, из худшего становится оно ядом и отравой. А то доброе вино, которое с начала и до конца доброе, которое из воды претворяет в крепость и в сладость сила Духа Христова.
И вот третий совет. Блюдите в себе целость духовного, умственного, нравственного интереса, чтоб он был у Вас на первом месте, а не интерес чувственный. Дух оживляет, а не плоть. Воспитывайте в себе мысль твердую, здоровую, основательную, любите знание, развивайте в себе вкус к чтению, к разумной беседе. Берегитесь умножать и разнообразить свои развлечения. От привычки к ним происходит, наконец, скука, самое ужасное состояние, до которого доходят путем развлечения и наслаждения. Нет ничего плачевнее молодого человека, когда он до того дошел, что повторяет: скучно! все надоело! и ищет убить свое время в каком-нибудь пустом развлечении, и, отходя от него усталый, опять говорит: скучно! Он не может оставаться один. В одиночестве тоска и пустота одолевает его; он теряет способность сам по себе заняться и бежит от уединения в общество себе подобных, но и оттуда выносит скуку.
А Вы потрудитесь устроить себя так, чтобы уединение не страшило Вас, а радовало. Когда умеет человек прислушиваться к голосам мысли, то в уединении эти голоса явственнее отзываются у него в душе, и он радуется тишине и досугу.
Четвертое. Смотрите за собою, к каким людям Вас тянет и с какими становится Вам неловко и тяжело. Берегитесь, если Вам кажется удобнее и приятнее с людьми легкими, ничтожными или с забавными и льстивыми, которые Вам потакают, подчиняются, исполняют Ваши желания, подделываются под Ваши вкусы, стремятся веселить Вас и веселиться с Вами; если, напротив того, Вам неловко и тяжело с такими людьми, с которыми Вы должны сдерживать себя, смотреть за собою, наблюдать за своими речами и манерами. Если в этой склонности запустить себя, можно дойти до такого состояния, в котором только мелкие и ничтожные люди сносны человеку, а от людей серьезных он всячески уклоняется.
Ах! Поверьте, в Вашем положении всего дороже сохранить веру в людей и уважение к людям. Что будет с Вами, если когда-нибудь Вы изверитесь в людей, привыкнете не уважать никого из окружающих, и во всем станете склонны видеть, прежде всего, низкие мотивы и своекорыстные побуждения. Но от Вас самих много зависит сохранить драгоценнейшее благо — веру в людей и в силу добра между людьми, или ослабить эту веру и, наконец, утратить ее. От Вас зависит, потому что к Вам подойдут именно те люди, каких Вы захотите привлечь к себе, и Вы увидите добро, если станете искать его, увидите яснее всего зло и низость, если Вам покажется удобнее быть с мелкими и податливыми людьми.
И здесь требуется самодеятельность ума и воли; и здесь ничто без труда не дается. Для того чтобы открыть добро в людях и, на него опираясь, действовать, необходимо и в себе поднимать добрые побуждения воли, давать себе труд и подходить к людям с серьезной стороны.
Пятое. Наконец скажу Вам: где бы Вы ни были, что бы Вы ни делали, не забывайте, кто Вы такой и к чему Ваше положение Вас обязывает. Богу угодно было, чтоб Вы родились в том положении, в котором находитесь; итак, это воля Божия, это Ваш долг, Ваше призвание, Ваш талант, который Вы обязаны разрабатывать. Горе Вам, если Вы забудете, что это дар Божий и дело, на Вас возложенное Богом. С ним связан великий долг, и как бы ни казался он иногда тяжел, Вы не вправе снимать его с себя. Noblesse oblige1. Где всякий из граждан, частных людей не стесняет себя, как частный человек, там Вы обязаны себя ограничивать, потому что миллионы смотрят на Вас как на Великого Князя, и со всяким словом и делом Вашим связаны честь, достоинство и нравственная сила Императорского Дома.
Но этого еще мало. С Вашим положением связана особенная сила, которую Вы обязаны охранять и соблюдать в себе свято, как особенный дар Божий и как залог нравственного достоинства. Это для Вас — волосы Самсона: берегитесь, как бы не обрезать их, чтоб не иссякла сила, соединенная с Вашим званием.
Сила эта такова, что мысль об ней, если овладеет Вашей душою (дай, Боже!), в состоянии наполнить и осветить всю жизнь Вашу и направить Вас на путь, усеянный добрыми и великими делами.
Сила эта есть крепкая связь любви и веры, соединяющая всю Россию и весь добрый народ русский с Государем и с Царским Домом. Вы испытали столько раз и столько раз еще испытаете, — когда бы Вы ни появлялись в народе, каким хором любви и сочувствия Вас встречают. Вы слышали эту песню любви, несущуюся из множества сердец. Не допускайте себя привыкнуть к ней равнодушною мыслью: пусть она всегда вдохновляет и освежает Вас, подобно молитве. Не позволяйте себе относиться легко к этому чувству: оно святое и истинное. В нем выражается стремление целого народа к единству, которое он находит в Царском Доме, — любовь, вера в будущее, и та безграничная преданность, которая творила и творит чудеса в нашей истории.
Благодаря этой любви и вере, которой Вы становитесь причастником даром в силу своего рождения, благодаря ей как много Вы можете, если хотите посвятить жизнь свою служению России и возделыванию в ней добра, для которого в ней такое безграничное поле. Вот — вот где Ваше духовное богатство!
Не всякому дано совершить великие и славные дела; но если Ваша жизнь проникнута будет сознанием Вашего положения и Вашего долга, если она будет чиста, одухотворена мыслью, стремлением к добру, любовью к России, — она сама по себе послужит к утверждению драгоценнейшего нашего и Вашего блага — духовного единения народного с Царским Домом. И это само по себе будет уже исполнением долга и великим делом целой жизни. Напротив того, если бы Вы, полюбив больше всего наслаждение в жизни, распустили себя в одних выгодах, почестях и сладостях Вашего звания и забыли бы о долге, жизнь Ваша сама по себе была бы (избави, Боже!) грехом перед Богом, преступлением перед Государем, горем и соблазном для любви народной.
А если еще подумать, сколько добра Вы можете сделать, сколько добрых намерений внушить, поддержать, привести в действие, сколько спящих сил оживить; сколько людей привлечь своим сочувствием, — и все благодаря Вашему положению, дающему Вам безграничную возможность действовать на людей во имя добра и правды; это такая доля, для которой можно пожертвовать многими и многими прелестями самозабвения; это такая жемчужина, из-за которой добрый купец продает все, что имеет, чтобы только купить ее. Помоги Вам, Боже, быть таким добрым купцом. И если желание Ваше горячо, если воля Ваша к этому твердо направлена, Бог Вам поможет, и нам, любящим Вас, пошлет утешение увидеть Вас человеком мысли и дела, на благо нашего отечества.
Не посетуйте на меня, что утомил Вас долгим чтением, и примите слова мои сердцем и простою мыслью, как они от сердца и от простой мысли Вам сказаны.