Лиляна Чолич
Дорогие друзья, братья и сестры!
Повод, заставивший меня выступить на конференции Рождественских Образовательных Чтений в Москве именно с темой "Вызов современной эпохи – в каком образовании мы нуждаемся", заключается в факте, что между религией, образованием и наукой существует неразрушимая связь, если, конечно, мы согласимся с тем, что наука обладает настоящей ценностью только тогда, когда основывается на доброкачественном и этическом образовании и воспитании.
Без образования нет науки, а без религии и нравственных постулатов, которые она устанавливает, нет элементарной человечности. Для нашей цивилизации Христианская вера за исторический период, продолжающийся несколько веков, явилась исходной точкой образования.
Просвещение у сербов, как и у других православных народов, (впрочем, также и у католических), начиналось в церквях и монастырях. Из них выходили первые образованные люди, при приходских соборах основывались первые школы. Таких первых образованных людей на сербском языке называют просветителями. Имя существительное "просветитель" возникло от глагола "просветить", и слово "просвещение" и ныне употребляется для обозначения обучения и преподавания. Знание и образование во многих неславянских языках также ведут корни от слов "святость" и "свет", в смысле сияния божественного знания и мудрости.
Необходимо спросить себя, что из этого сияния и его распространения сохранилось до настоящих пор? Первые бывшие школы, о которых я только что сказала, служили не только для получения знаний и интеллектуального совершенствования личности, но в большой мере также для духовного роста и приобретения нравственных качеств. В средневековой Сербии, история которой и ныне наполняет сербский народ гордостью, образование носило ярко выраженный воспитательный характер, и большую часть его содержания составляли моральные поучения. Их постигали, читая Священное Писание и святоотеческую литературу.
Разумеется, развитие науки и культуры в мире приносило с собой новые содержания, так что оно обоснованным и оправданным образом входило в школьную программу. В этом нет ничего смутительного, и нет ничего, чему бы в любую эпоху и в любое время надо было сопротивляться. Однако, с включением новых научных дисциплин и предметов, просвещение детей и молодежи обязательно не должно быть лишено тех элементов, которые необходимы для здорового духовного развития человека, не должно быть лишено той составляющей, которую никогда и никакого рода искусственная интеллигенция не будет в состоянии заменить и возместить.
К сожалению, мы являемся свидетелями того, что именно это и произошло. Религиозное образование выгнано из школ на основании плана сильных мира сего, а все это началось именно с распада царской России. В Белграде недавно вышла книга об одной из виднейших сербских семей – семье Миланковичей, которая подарила миру выдающегося ученого и православного верующего Милутина Миланковича. Цитирую: "Это была богатая страна, Россия. В промышленном смысле невероятно прогрессивная, так что Европа испугалась русской промышленности, русской конкуренции настолько, что должна была подкупить большевиков, для того, чтобы они разрушили страну. Боялись конкуренции. Потому что русский товар был – супертоваром, солидным, и не был дорогим. А еды было сколько угодно"1.
Милутину Миланковичу вера в Бога не препятствовала изучать космические и климатические явления и оставить после себя научное наследие большой ценности, точно так же как царской России православие не мешало быть передовиком в хозяйстве. Наоборот, ее экономический застой и провал начались тогда, когда она отреклась от Бога. Дальнейшее развитие русской научной мысли и ее результаты, хотя и заслуживают уважения, не повлияли значительно на всеобщее общественное процветание.
Вот конкретное эмпирическое подтверждение того, куда ведет наука без веры и Божьего благоволения! Нравственные христианские принципы в образовании заменены так называемыми точными псевдонаучными фактами и объяснениями необъяснимого.
В Америке и развитых европейских государствах существует сильная тенденция свести образование к простой материалистической составляющей. Интеллект становится товаром с потребительской стоимостью, единственная цель которого приносить прибыль, а образование должно поддерживать эту тенденцию.
Воспитание достоинства, представление о человеке как о духовном существе и возвращение традиционных ценностей в учебные заведения – это для них нежелательные элементы, и каждого, кто посмеет стремиться к этому, общественное мнение встречает в штыки. Как министр образования Сербии, который из-за такой позиции был вынужден подать в отставку, я испытала это на своей собственной шкуре.
В самом начале своего служения на посту министра я столкнулась с проблемой, называемой "игровая школа", которая к нам прибыла в качестве импортного товара из стран так называемой развитой демократии. Выяснилось, что согласно этой новой системе дети в течение начального образования должны забавляться и развлекаться, что свобода поведения является лучшим стимулом к развитию их потенциалов. Серьезные занятия и дисциплина как предпосылки для получения знаний стали второстепенными. В Белградской ежедневной газете "Политика" 22 ноября опубликован репортаж под заголовком "Словенская школа – ученики бьют преподавателей". Из этой статьи мы узнаем, что в Словении 44% учителей и преподавателей подвергнуто физическому насилию со стороны учеников.2
Еще недавно, когда мы жили в совместном государстве, Словения другим республикам тогдашней Югославии служила примером мудрой организации и управления. От одной из проведенных катастрофических реформ образования словенцы просто уклонились, наблюдая к каким результатам эта реформа приведет в других областях государства.
Желая показать, что я не противник реформ, я подчеркивала, что Сербия последует словенскому примеру, потому что, в отличие от большинства других посткоммунистических государств Европы, к вопросу о приспособлении образования к европейской модели она приступила весьма осторожно. Вопреки этому, вот что сегодня там происходит. Я, между прочим, терпела жесткую критику, потому что пожелала последовать примеру Словении, которая, якобы, в недостаточной степени внедрила европейскую образовательную модель.
Школа сначала потеряла воспитательно-этическую роль, и сейчас постепенно теряет образовательную. Уровень общих, и соответственно, научных знаний молодого поколения становится все ниже. Я это, как профессор университета, знаю на основании личного опыта.
Критику современных образовательных тенденций можно услышать из высших общественных кругов. Недавно принц Чарльз выразил неудовлетворенность великобританским образованием, которое ребенка ставит в центр и обучает его, как можно добиться успехов без приложения усилий и использования врожденных способностей.3 Авторитетный великобританский историк Гарри Гердер в Предисловии ко второму изданию книги "Европа в XIX веке" подчеркивает, что нужно писать все больше и больше, чтобы наше сознание осталось на одном и том же уровне, потому что историки больше стараются приспособиться к духу времени, чем представить факты или дать новые толкования.
Великобритания в этом отношении является всего лишь типичным примером современной европейской образовательной практики. Современные методы образования уже отрицательно сказываются и в других средах. Это осознают и сами авторы таких экспериментов. Но, вопреки этому, государства, которые уже внедрили эти методы, и вполне ясно, что сами от них откажутся, с невероятным упорством стараются внедрить свои подозрительные образовательные принципы в других странах. Для этих целей путем предоставления кредитов и дотаций выделяются огромные средства, которые с радостью встречают в небольших и бедных государствах, готовых сделать все для того, чтобы скорее дотянуться до Вавилонской башни называемой Европейский Союз.
В качестве министра образования я вела многие беседы с иностранными дипломатами и представителями различных международных институтов. То, что особенно раздражало меня – это навязывание способа использования нами полученных денег, в том числе даже и кредитов, которые народ потом должен возвращать.
Более 70% мы должны использовать на реформу образования, стратегию которой не имеем свободы сами определять, и она поступает к нам в пакете со средствами и через иностранный консалтинг.
Я чувствовала себя капитаном корабля, у которого каждый день пытаются вырвать руль из рук. Моя душевная энергия в основном растрачивалась на препирания с ними. Им удавалось, помимо всего другого, создавать мне помехи в работе, которая им никак не нравилась.
Любое мое действие встречалось "в штыки". Напрасно я объясняла, что по официальным статистическим данным каждый третий ребенок в Сербии не имеет трехразового питания, что даже в самом Белграде есть школы, в которых крыша протекает, что огромное количество школьных зданий в Сербии старше ста лет. С ними нельзя было говорить языком фактов. Я спрашивала себя – как может быть, что такие простые вещи не доходят до них.
Наконец я поняла. Люди, предлагающие нам новую модель образования, хотя и учились в демократических и либеральных государствах, а некоторые из них приобрели и высшие академические звания, рассуждают как компьютер, имеют свою умственную программу и для них не существует больше ничего вне этой программы.
Не думаю, что они нарочно были злоумышленниками. Они просто другим не могут передать то, чего сами не получили. Невозможно пустотой собственной души восполнить души других. Тем более, если они утверждают, что души не существует. Бездуховное образование сформировало их такими людьми – политиков, профессоров, ученых.