Смекни!
smekni.com

Вероисповедание как феномен социальной и этнической адаптации человека (стр. 3 из 3)

Именно попытка отгородиться от подобного рода "манипуляторов" российской ментальностью и порождает создание национальных и национально-конфессиональных школ. Это позволяют до некоторой степени обучение и воспитание осуществлять так, как мыслит себя, свою жизнь и свою историю народ, а не по спекулятивным схемам "идеологов" от педагогики, но в решении адаптационных задач образования это далеко не панацея. В условиях превентивной изоляции, они, главным образом, реализуют национально-культурную автономию в чуждом этническом поле, с целью сохранения или возрождения религиозно-исторических традиций своего народа, которые чаще всего также связаны с природным ландшафтом, но уже ушедших эпох или покинутых территорий. В условиях урбанизированных ландшафтов и культуры современного общества перспектива национальных школ - культурное сектантство, подобное законсервированным традициям XVII столетия в русских старообрядческих общинах Сибири, Европы и Америки. Впрочем, национальные школы, в ряде случаев, разумно опираются не на изоляцию, а на конфессиональную и профессиональную подготовку детей, помогая заполнить своим выпускникам традиционную для своего народа социально-общественную и профессиональную нишу, оставляя культурологические и фольклорно-этнографические аспекты национального воспитания и обучения в качестве фона, что, как представляется, более перспективно.

Однако для массового общего и дополнительного профессионального образования, без сомнения, следует сохранить, как соответствующий требованиям времени, общественный, светский статус учебных заведений, наполнив его содержание краеведческой, адаптационной информацией, восполняющей истоки национально-государственного патриотизма, способствующей умению действовать на традициях выживания в природно-климатических условиях России, с опорой на общинный, коллективистский дух жизни и деятельности всех народов нашей страны.21 В этом случае необходимость национально-конфессиональных школ будет обусловлена не чувством этнического самосохранения, а характером профессиональной деятельности народа в своей традиционной профессиональной и адаптационной экологической нише (тундры, леса, морского побережья и т.п.). Если же для людей различных национальностей экологическая ниша общая, скажем, город, светское общее и конфессиональное дополнительное образование вполне сможет разрешить задачу национального воспитания, тем самым, одновременно, смягчая подозрения обывателя о формировании в национальных школах обособленных националистических групп шовинистического толка, подготавливающих подрастающее поколение не столько к созидательной жизни в своей стране, сколько к эмиграции.22 Указанные опасности хотя и должны беспокоить общество, однако формы реализации обучения и воспитания необходимо согласовывать, повторюсь, не с "общественным мнением", а, прежде всего, с семьей ребенка и, уже во вторую очередь, с рекомендациями педагогической науки и министерских чиновников. Суть подобного отношения к вопросам религиозного образования в нашей стране четко изложил еще в 1834 году министр Просвещения России граф Уваров С. С., "ибо принуждение совести могло возродить неприятный для правительства ропот, для отвращения коего и всякого подозрения в принуждении совести, должно представить сие на волю родителей и допустить только в случае их желания, письменно изъявленному местному <...> начальству".23

Список литературы

1. В школах внедряется соответственно как "Живая этика" - теософия, как " Вальдорфская педагогика" - антропософия, как "Валеология" - Нью Эйдж (New Age; Новый Век).

2.В Родоман Б. Б. Ведаем ли мы, что творим, или Пейзаж России // "Знания-сила" № 10. 1990. С. 1-7.

3. Дольник В.Р. "Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей". - М., 1994. С.200.

4. Кураев А. Миссионеры на школьном пороге. М. 1995. С. 27.

5. Кураев А. Школьное богословие. - М., 1997. С.18.

6. Разумный В. Человек без веры - получеловек. Народное образование. №1, 2000

7. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М., 1991. С. 10.

8. Половое воспитание российских школьников Концепция Российской Академии образования (про-ект) http://courier.com.ru/co_4/co_4/sexedu.htm

8. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993. С.149-155.

9. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк . - М., 1995. С.34, 35.

10. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. 1992, № 4. С. 73.

11. Новодворская В.И. По ту сторону отчаяния. - М., 1993.С. 17.

12. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. - М., 1993. С.108.

13. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк . - М., 1995. С.222.

14. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк . - М., 1995. С. 225.

15. Карсавин Л.П. Малые сочинения. - СПб., 1994 С. 461.

16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - СПб., 1995. С.79.

17. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 1998 С. 139

18. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Дону 1999 С. 310.

19. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1997. С. 61.

20. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века - М., 1998 С. 159,170,193-197.

21. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары., 1974. С. 36-37.

22. Кураев А. Как делают антисемитом. - М., 1998. С. 12.

23. Шмид Е. История средних учебных заведений в России. С-Петербург.: Типография В.С. Балашева., 1878. С. 328.

3. "Мой мир и я. Путь к единению" изданный на деньги тоталитарной секты корейского миллиардера Муна.

Содержание правозащитной деятельности в аспекте нашей работы не обсуждается, поскольку это вопросы права и политологии, хотя диссидентство и маргинальность в адаптационном смысле - синонимы.