Следующая, не менее важная составляющая социальной проблематики в современной России - это проблема воспитания патриотизма. Проведённое выпускницей ПСТГУ в рамках дипломной работы в 2001 году сравнительное исследование знаний школьников средней общеобразовательной московской школы и воспитанников православного клуба «Пересвет» (г.Сергиев Посад) об истории Отечества, имён отечественных полководцев, умения воспроизвести даты военных сражений продемонстрировало устойчивую взаимосвязь интереса к истории ратного подвига в России и желанием и готовностью 14-15 летних мальчишек идти служить в армию. Православные ребята считают для себя позором «косить от армии». Немалое значение играет здесь и выражаемая позиция педагогов.
В уже цитированной работе С.И. Минкина в проведённом среди сельских учителей констатирующем эксперименте была отмечена не очень высокая оценка нравственно-патриотических ценностей. После ознакомления сельских учителей с основами православной культуры и нравственности, с историей православия родной земли, ценностный статус патриотизма значительно вырос. Стоит ли говорить о том, что сельский учитель, не являющийся патриотом своего Отечества, порождает глубокую социальную проблему, связанную с тем, что его ученики лишены общения с взрослым, знающим и любящим родную землю, а следовательно - манящие перспективы обустройства комфортной жизни на «стороне далече» становятся приоритетными в сознании подрастающих сельских детей?
Ценностные ориентации педагога позволяют с большой степенью эффективности противостоять разлагающему влиянию СМИ. В информационном поле, которое давно уже утратило нравственную систему координат, где добро и зло - всё стало тенью, заблудиться нетрудно не только ребёнку, но и взрослому человеку. Абсолютные ценности размываются, оказываются не столь уж и абсолютными, а вполне относительными - рождается мода на предательство (Евангелие от Иуды), происходит девальвация всех тайн (Код да Винчи). Устоять при такой массированной атаке massmedia способен человек с крепким нравственным стержнем. Именно такие люди могут укрепить детские души в противостоянии приманкам информационных технологий, проповедующих ложь и тиражирующих пороки.
Напряжённая сфера межнациональных отношений также нуждается в специалистах, знающих цену национальной культуре и воспринимающих границы национального и религиозного факторов в жизнедеятельности человека. Отсутствие элементарных представлений о духовных основаниях национальной культуры, о взаимосвязи особенностей национального характерами религиозной жизни народа приводит порой к страшным событиям, подобным тому, что произошло в г. Кондопога.
Кратко обозначив социальные аспекты, требующие как минимум, осведомлённости педагогов в области православного вероучения и культуры, отметим следующее. По нашему представлению следует различать религиозное образование и воспитание педагогов и их профессиональную готовность вести преподавание духовно-нравственных дисциплин детям.
Диссертационной работой Л.П. Гладких «Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» (ПСТГУ) открыто целое направление в исследовании процесса профессиональной подготовки специалистов для проведения системного воспитания детей в традициях православной культуры.
Однако духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, подростков, воспитательная работа по духовно-нравственному развитию в юношеских организациях, с детьми по месту жительства, с армейской молодёжью также предполагает профессиональную подготовку специалистов. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки комплексной программы профессиональной подготовки педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей, подростков и молодёжи не только в образовательных учреждениях, но и в системе дополнительного образования, в социально-педагогических, коррекционных учреждениях, в системе ювенальной юстиции, в условиях паломничества, летнего отдыха и т.п. Первые шаги для этого уже сделаны, но предстоит ещё немало. Уже разработаны и апробированы учебные программы по духовно-нравственному воспитанию школьников для студентов педагогических специальностей, подготовлен ряд пособий по православным основам педагогики (С.Ю. Дивногорцева), элементам православной психологии (Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько), истории отечественной православной педагогической мысли (Л.Н. Беленчук), возрастной психологии и педагогике в контексте православной антропологии (Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене). Нужны учебные пособия для педагогов по православной педагогической антропологии, этике и аксиологии православного педагогического служения, социальной педагогике Православия. Кроме того, важно определиться с тем минимумом богословской образованности педагогов, который допустим для осуществления духовно-нравственного воспитания и развития детей. Обращение к теологии как к отрасли научного знания позволит определить содержательное ядро религиозного образования педагогов. Выстраиваемая таким образом система педагогического образования, равно как и научных исследований в педагогике и психологии, поможет не только студентам, но и уже сложившимся специалистам реализовать потребность в получении профессиональных знаний в соответствии со своим религиозным мировоззрением.
Создание концепции и программы профессиональной подготовки педагогов для духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи может быть осуществлено только совместными усилиями педагогов-исследователей, церковно-педагогической общественности и при непосредственной государственной поддержке.