Протоиерей Прот. Александр Новопашин
Недавно у меня произошла очередная «рабочая» встреча, во время которой мой собеседник – известный и уважаемый в городе человек – неожиданно отвлекся от основной темы и заговорил о ювенальной юстиции. В частности, он сказал, что с детской и подростковой преступностью, по его глубокому убеждению, в настоящий момент никто по-настоящему не борется, что существующие ныне государственные органы для работы с несовершеннолетними правонарушителями абсолютно неэффективны и что введение института ювенальной юстиции в нашей стране стало бы значительным шагом вперед в решении серьезной общественной и государственной проблемы. Этот человек апеллировал к опыту западных специалистов, много лет работающих в этой системе (во Франции ювенальная юстиция действует несколько десятков лет), и утверждал, что по данным зарубежных юристов, ювенальная юстиция «высокоэффективна и гуманна». А затем он задал вопрос, которого я подспудно уже ожидал: «Почему, несмотря на все преимущества ювенальной юстиции, Русская Православная Церковь высказывается категорически против этой «совершенной», на его взгляд, системы правосудия для несовершеннолетних?» Я ответил, что, во-первых, Русская Православная Церковь никогда не заявляла о том, что она «категорически против» ювенальной юстиции.Однако при этом предупреждает, что «реформы судебной системы не должны противоречить базовым ценностям общества». В новой же для России системе правосудия, которую откровенно лоббируют заинтересованные люди, есть немало элементов, несущих серьезную угрозу патриархальному укладу семьи, а, в конечном счете, и самой семье.
Я отнюдь не против всего западного, но практика показывает: многое из того, что за последнее десятилетие мы переняли со стороны, не прижилось в России и даже нанесло существенный вред. Складывается такое впечатление, что кто-кто специально «захламляет» страну: народное хозяйство, образование, социальную политики, здравоохранение и вот теперь отечественную юстицию.
С одной стороны понятно желание Запада под знаменем демократии мерить всех под одну гребенку, насаждать свои, западные, ценности. Ведь завозимый ими к нам «хлам» используется и ими тоже. С той лишь разницей, что они уже имеют отрицательные результаты собственных ошибок, а мы пока не имеем. И что касается ювенальной юстиции, то мне хорошо известно, что сейчас тамошние юристы уже готовы пересмотреть целый ряд ее пунктов, которые оказались глубоко ошибочными и вредоносными. Это значит, что с введением ювенальных судов, мы столкнемся с теми же проблемами, с которыми сталкивались и сталкиваются западные юристы. Однако в наших условиях, с нашим менталитетом, совершенно отличным от западного, с нашим мировоззрением, наконец, с нашим «отставанием» от западной «демократии» все эти проблемы, уверен, будут куда более масштабными.
В чем же суть ювенальной юстиции, которую так хотят внедрить в нашей стране (кто именно? - об этом чуть позже). Представители ювенальной юстиции на Западе и ее отечественные адепты говорят о необходимости выделения правонарушений, совершаемых детьми и подростками, в отдельную категорию, которой бы занимались психологи и юристы, специализирующиеся исключительно на детстве. Предполагается также вводить специальные ювенальные суды, поскольку на западе считается, что взрослое правосудие в принятие решений якобы не учитывает подростковой психологии, и судьи выносят излишне суровые приговоры, вполне уместные для взрослых преступников, но никак не для несовершеннолетних. В результате подростков из-за «пустяка» лишают свободы, «оттуда» же еще никто нормальным не возвращался. Адепты ювенальной юстиции уверены: ювенальная юстиция позволила бы всесторонне разобраться в причинах, побудивших подростка совершить правонарушение, и наиболее полно и ответственно ответить на вопрос, опасен он для общества или нет.
Здесь некоторые «знатоки» проводят аналогию с детскими врачами: дескать, взрослый врач никогда не возьмется лечить ребенка, поскольку течение болезни у детей имеет ряд характерных особенностей, в которых разбирается детский врач – ему и карты в руки. Это действительно так, однако следует учитывать, что несмотря на все существующие нюансы и детские, и взрослые врачи по большому счету используют одни и те же методы лечения, и если болезнь того требует, проводят либо щадящее, либо радикальное (хирургическое) лечение независимо от того взрослый перед ними больной или совсем еще ребенок. Это первое. Во-вторых, опытный взрослый врач вполне способен лечить ребенка, и сделает это грамотно, потому что он опытный врач. Но ведь и судьи у нас грамотные (кстати, на западе, где существует ювенальная юстиция, уже существует облегченная практика (еще несколько лет назад этого не было!) передачи несовершеннолетних преступников во взрослые суды). А вот что касается врачебных и судебных ошибок, то от них, увы, никто на застрахован – и на старуху бывает проруха.
Возможно кто-то скажет, что лучше выпустить на свободу преступника, чем осудить невиновного. То есть лучше подвергнуть опасности многих людей, чем лишить свободы «без вины виноватого»? Мол, попав в места не столь отдаленные, этот человек разочаруется в гуманности российского суда, потеряет интерес к жизни и выйдет на свободу закоренелым в душе преступником, обиженным на весь мир, потому что «оттуда никто нормальным не возвращается»? И это будет хуже, чем отпустить на свободу преступника, который начнет снова убивать и грабить? Думаю, что и то, и другое одинаково плохо. Что касается того, что тюрьма никого не исправляет, то специалисты, к примеру, говорят, что среди подростков, совершивших преступление, рецидивистами становятся каждый четвертый, остальные предпочитают больше не нарушать закон. С трудом могу поверить, что и ошибочно осужденный подросток (следует сказать, что таких случаев все-таки немного!), выйдя на свободу, постарается сделать все, чтобы скорее вернуться назад.
А вот то, что несовершеннолетних преступников благодаря вмешательству ювенальной юстиции не будут лишать свободы, а будут «перевоспитывать» в более или менее комфортных условиях, породит у многих из них чувство безответственности (которое и без того у них находится в зачаточном состоянии) и безнаказанности. И вот от этого будет еще хуже.
Что еще важно отметить в этом деле. В качестве защиты детей от жестокости взрослых – это серьезнейшая проблема! - и профилактики правонарушений детьми, ушедшими из семьи и оказавшимися на улице без присмотра, ювенальная юстиция предполагает использовать следующее средство: дети получат возможность сообщать о жестокости родителей в спецорганы, представители которых будут иметь право вмешиваться в жизнь семьи, в воспитательный процесс, чтобы ликвидировать возникающие конфликты, а если состояние родителей будет неадекватным, то и забирать детей из таких семей. Ничего плохого в этом пункте я не вижу, однако здесь существует множество подводных камней, о которых хорошо осведомлены западные специалисты. Дело в том, что этот закон может крепко ударить по добропорядочным родителям. Вернее, ударит непременно.
Поясню, что имею в виду. Духовное состояние подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Причина понятна: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Благодаря деструктивной деятельности развратителей, скрывающихся под маской добродетелей, целомудрие сегодня воспринимается как крупный недостаток, как следствие комплекса неполноценности, отставания в развитии. А ранние половые связи, то есть, иначе говоря, половое распутство, расцениваются как вполне нормальное, современное явление. Секс-шопы заполонили центральные улицы городов, их открывают в жилых домах, рядом со школами, детскими библиотеками, зайти в них молодому человеку или девушке – это нормально, это в духе времени! Гинекологи налево и направо раздают девочкам оральные контрацептивны, а если вдруг произошла «нежелательная» беременность, то в любой рекламной газете можно прочитать, в какой именно клинике лучше сделать аборт. А если ты не попробовал наркотика – экстази, или марихуану, или не пьешь пиво, то о чем с тобой вообще можно разговаривать?! Конечно, родители пытаются вмешиваться, но часто безуспешно. Не зря ведь говорят, что воспитывать ребенка нужно тогда, когда он лежит поперек лавки – потом будет поздно. Но даже при достойном воспитании все равно существует опасность, исходящая от окружения ребенка. «Худые сообщества развращают добрые нравы»… И вот в такой ситуации, если добропорядочные родители будут проявлять настойчивость, дети начнут жаловаться на них в специально создаваемые для этого в школах ювенальные службы, или службы омбудсменов (такие службы давно работают за рубежом, и многие родители и учители просто в ужасе от них!): дескать, родители не дают нам жить, как мы хотим, они ущемляют наши права, не разрешают пить, курить, принимать наркотики, блудить, вступать в гомосексуальные связи, одеваться, как нам хочется. Думаете, не начнут? Начнут! И если сами дети не додумаются до этого, им подскажут взрослые. Уже есть целые предприятия, которые финансируются зарубежными организациями и активно продвигают ювенальную юстицию в России и, безусловно, заинтересованы в том, чтобы все ее механизмы были задействованы (и об этом мы тоже скажем чуть позже).
Служба омбудсменов – великое достижение ювенальной юстиции. Учитель в условиях ювенальной юстиции не может требовать от ученика выучить урок, но может пожаловаться на него за его нерадение в специально созданную для этого службу. А ученик, в свою очередь, может пожаловаться на учителя за то, что тот третирует его неудовлетворительными оценками, а заодно и на родителей, которые с ремнем в руках (!) требуют от него хорошо учиться. Хочу привести фрагмент статьи православных публицистов и психологов И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой «Троянский конь ювенальной юстиции», поскольку он очень наглядно показывает, что может нас ожидать в недалеком будущем.