Смекни!
smekni.com

Пролегомены к рассмотрению дискурса материнства (стр. 2 из 3)

Сознание человека, сталкивавшееся с фактом материнства и оказывавшееся неспособным объяснить его логически, объясняло материнство мистически. Таким образом, материнство создавало ореол чуда вокруг женщины, и, соответственно, порождало во многом благоговейное, во многом мистическое отношение к ней. В ряде мистических культов и религий образу женщины - чудесному и непостижимому - отводится особая роль. В качестве примера можно привести Еву - прародительницу людей в иудейской и христианской традиции, а также Деву Марию - непорочно зачавшую,, и ставшую Богоматерью, уравновесившую своей непорочностью изначальный порок человека, и сделавшую возможным его упразднение. Неслучайно иудео-христианские, канонические и апокрифические, образы связаны не только с женщинами, но с женщинами в их связи соотнесении с материнством: соответствующими ему загадочностью, слабостью, зависимостью, особостью.

3. Другим аспектом таинственности и непостижимости материнства стало отношение к нему как к мистическому процессу воспроизведения, и, как следствие, выживания человеческого рода. Только женщина способна породить новые поколения. Без женщины нет будущего. Отсюда зафиксированное в некоторых культурах особое отношение к женщине как к источнику плодородия, к источнику самой жизни.

На определенных этапах развития ряда культур, для которых особое значение приобретала проблема фактического выживания, половая принадлежность женщин, которая так или иначе символизировала плодородие, богатство, даже и природу, порождающую себя самое, и всё живое, становилась объектом поклонения.

4. Говоря о христианской традиции, нельзя не отметить того, что в более поздний период христианской цивилизации половая принадлежность стала основанием для демонизации женщин, по принципу отвержения мистического иного. Причиной неприятия мистического иного стали, скорее всего, упадок, либо отсутствие обще-религиозной грамотности. Мистицизм материнства в данном случае обернулся против женщин, как социальной группы, привел к остракизму в отношении женщин.

Изначально связанный с материнством, на поздних этапах развития христианской цивилизации мистицизм женщины существует уже отдельно от ее способности к рождению и воспитанию детей. Данное обстоятельство нашло свое выражение в особом отношении к женщине в религиозной практике: вначале во властном, императивном отношении к женщине как к ведьме, носительнице темных сил, фиксирующемся в период средневековья в католической религиозной традиции ; позднее - в особой роли, отводимой женщине в сатанинских культах.

Речь здесь о женщине исключительно в ее телесном, предметном выражении. В частности, само тело женщины выступает как символом женщины - как стихии. Женщина становится тождественной самой себе физической, однако превосходит свои границы, поскольку ее физическое понимается абстрактно - как выражение определенной силы природы человека - как правило, темной силы . В этом смысле, в частности, можно понимать стихотворение В.Я. Брюсова - «Ты женщина и этим ты права», и а также соответствующие искания в данной области деятелей символизма, французского и российского, деятелей серебряного века. Ярким примером является французская живопись конца девятнадцатого века. Творчество таких художников как Дега, Жерве, Моро, Лотрек, Гоген, Сёра, Мосса исполнены отождествления сакрального женщины с ее телом, - становящимся неподконтрольной загадочной силой.

2.5. На поздних этапах развитии христианской цивилизации, совпавших с развитием капиталистического и постиндустриального обществ, происходит особый сдвиг в женском самосознании, который условно можно назвать «отчуждение материнства».

Сама женщина начинает относиться к себе как к принципиально особенному, мистическому существу уже без связи с собственным материнством, с рождением детей. При этом ощущение стихийности «себя как женщины» перестает доминировать в женском самосознании, стираясь из культурной памяти. Материнство как особая способность женщины остается принципиальной доминантой ее самосознания, хотя и не реализуется в практической жизни в том смысле, в котором оно реализовывалось ранее. Женщина не рождает детей, но самоидентифицирует себя как рождающая детей. Таким образом, материнство, не существуя реально, начинает символически замещаться в сознании и деятельности женщины специфическими действиями: особым вниманием к половым органам, к собственному телу в целом.

Функцию символического замещения несуществующего материнства выполняют особая забота женщины о своей репродуктивной способности, о половом здоровье.

6. Символическим замещением материнства можно назвать и действия, мотивированные в самосознании женщины подготовкой к материнству: поиск подходящего полового партнера для брака или - в настоящее время - для зачатия, стремление создать материальные условия для появления детей. Сюда же относится и психологизация половых и семейных отношений, в центре которых стоит фигура женщины, а не фигура ребенка -: фигура женщины, вольной иметь или не иметь ребенка, и поступать с ним по своему произволению: в образовании, воспитании, морально-этических оценках его поведения.

Принципиально важным кажется то, что данные действия не могут привести к материнству - как к рождению детей. Необходимо подчеркнуть, что эти действия связаны с материнством не отношением следственной связи, а именно отношением символического замещения: они не перед материнством, и не вместе с материнством - а вместо него. Поэтому многие женщины Новейшего времени не рожают детей в принципе, а если рожают и воспитывают, то этим не реализуют, а символически замещают дискурс материнства .

7. Кажется важным отметить прямую связь развития персонализации - развитости личностного самосознания - и восприятия материнства вначале как социального, а затем как духовного феномена. В культурах, в которых личность человека и личностное мышление человека развиты слабо, женщина не наделяется никакими особыми мистическими и духовными преференциями. Речь в данном случае идет не о социально-правовом статусе женщин, а об их статусе в сознании людей, в котором женщины не занимают особого места, по сравнению с другими объектами реальности . Как пример культур, в которых личностное мышление слабо развито можно привести:

А) культуры, в которых личностное мышление еще не сформировано, например, первобытные культуры;

Б) культуры, в которых личностное мышление подавлено идеологией власти, например, тоталитарные культуры .

В культурах данного типа материнство рассматривается как объективный процесс. Этим порождается нигилистическое отношение к женщине, как человеку, наделенному специфическими половыми признаками, в частности, в ее собственном самосознании.

Отношение к женщине как к «особому иному» возможно только в культурах с развитым самосознанием личности, воспринимающим рождение ребенка не только как биологический, но и как социальный акт. Культуры с наиболее развитым самосознанием личности, христианские культуры, понимают материнство как акт духовный, то есть настолько значительный, что его значение не может быть объяснено логикой и причинностью объективно -существующей реальности.

8. Пост-христианская культура Европы, как было сказано выше, замещает материнство особыми символическими действиями женщин, однако, при этом формально не лишает его особой духовно-мистической составляющей. Важно отметить в данном случае, что мистической становится сама половая жизнь женщины, всё связанное с половой жизнью женщины - сакрализуется и становится обязательным ритуальным фактом культуры, повторяющимся и имитирующим «другое», в данном случае материнство .

9. При существовании значительных различий между культурами, общим в восприятии материнства для всех культур во все времена была его демократичность. Материнство объединяло женщин, делало их более однородной и более толерантной к собственным членам социальной группой по сравнению с мужчинами. Таким образом, у женщин, как у группы, развилась самоидентификация, основанная, прежде всего, на половом признаке. Материнство - демократия женщин. Способность родить и воспитать ребенка, свойственна всем здоровым женщинам вне зависимости от расы, достатка, возраста (в определенных пределах). Данный факт имеет чрезвычайное значение.

10. Важно отметить также, что материнство остается принципом самоидентификации женщин даже и в современном обществе, десакрализовавшим материнство. Количество детей, рождаемых женщиной, снижается в развитых странах до одного - двух. При этом у женщин как социальной группы присутствует центростремительная тенденция оставаться единым целым на основании именно полового признака - принадлежности к своему полу. В качестве примера такой самоидентификации можно назвать борьбу за права женщин, развернутую суфражистками и феминистками.

Переставая быть матерями, женщины, тем не менее, объединялись именно на основании данной способности - способности к материнству. Симптоматичным в данном случае является то, что в настоящий момент феминистская мысль делает особый акцент именно на способности женщин к материнству как главной женской специфической черте. Теоретическая мысль феминизма в настоящий моменсегоднят борется только за то, чтобы элиминировать мужчину из процесса рождения и воспитания детей . Данное обстоятельство придает женскому движению окраску социальной борьбы. В указанной социальной борьбе женщины, кстати, наверняка одержат победу. Мужчины не имеют такого мощного и демократичного инструмента консолидации по половому признаку, как материнство, и, соответственно, трудно представить себе мужчин, фактически объединяющихся по половому признаку против другого пола.