Смекни!
smekni.com

Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания (стр. 3 из 6)

Социальное пространство личности представляет собой условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей, в сферу деятельности и общения. В качестве таких условий В.С.Мухина называет – место, где протекает жизнь человека, стиль и содержание общения, обусловленные принадлежностью к определённой культуре (культурам), внутреннюю позицию самого человека по отношению к истории своего народа. Освоение социального пространства ребёнком происходит посредством накопления представлений о самом себе и своём окружении. «Ребёнок… выделяет значимые для себя опоры, от которых он отталкивается как «от печки»… При этом ребёнку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, не одинок, как все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, а не путём клонирования, как пресловутая овечка Долли. У него есть живущие на этом свете родственники, у него есть предки, далёкие и близкие» (15).

Рассмотренная нами тематика изучения «Православной культуры» свидетельствует о том, что освоение детьми разного возраста основ духовной культуры в целом способствует гармоничному освоению ребёнком социального пространства своей личности.

Для выявления того, каковы механизмы восприятия детьми материалов духовно-нравственного содержания, опишем основные психологические особенности возрастов, наиболее сензитивных в плане обучения культуре религиозной жизни.

Дошкольный возраст

Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение. Сутью кризиса трёх лет по мысли Л.С. Выготского являются две взаимосвязанные тенденции – тенденция к эмансипации, к отделению от взрослого и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возрастающая самостоятельность и активность ребёнка свидетельствует об изменении его аффективно-волевой сферы. С этим и связано завершение «материнской школы», которое обычно и происходит на границе третьего и четвёртого года. Девиз детей этого возраста «Я сам!» является величайшим достижением в развитии их психики. Возраст дошкольного детства предполагает освоение ребёнком многообразия человеческих проявлений в окружающем ребёнка мире, в том числе и постижения азов религиозной культуры своей семьи и своего народа. Делать это надо будет самому, но при помощи взрослого.

Период дошкольного детства называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребенку в четырех-, пятилетнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчетливо это проявляется в детской игре. Палка может быть символом ружья и коня, камушки – пищей, деньгами, лекарством и т. д. Многие психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются начатки учения в форме освоения культурного наследия человечества – воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается музыка.

Социальная ситуация развития обусловлена двумя серьезнейшими новообразованиями, сложившимися к началу этого возраста. Во-первых, координация движений позволяет быть более свободным и настойчивым, также совершенствуется чувство языка. Это и позволяет развиваться воображению, творчеству, которое, в свою очередь, развивает в ребенке чувство инициативы. Э. Эриксон определяет чувство инициативы как базисное «для реалистического ощущения ребенком собственных амбиций и целей» (16).

Основной характеристикой мышления дошкольника является его эгоцентричная направленность. Впервые детский эгоцентризм был охарактеризован в работах Ж. Пиаже. Скрытая умственная позиция ребенка, проявляющаяся в тенденции «мир вокруг меня», определяет основные проявления эгоцентризма. Прыгающий мальчик любуется окружением и обращается к маме: «Смотри, мама, как деревья прыгают!» Ребенок уверен в том, что солнце специально слепит его, луна следует за ним во время прогулок, а такой ветер на улице потому, что деревья качаются.

Расшатывание эгоцентризма – одна из важнейших воспитательных задач дошкольного возраста. Постепенно, чаще в игре, происходит координация эгоцентричной позиции с позициями других участников игры. В связи с этим происходит и эволюция детских игр – от игры «рядом, но не вместе» к совместной игре и, как к вершине, – к игре по правилам. Эгоцентризм уступает место децентрации, когда ребенок научается осознавать свое «я» в качестве субъекта. После этого уже возможно отделение субъекта от объекта, которое позволяет соотносить свою точку зрения с позициями других людей. К концу дошкольного возраста у ребенка должно вызреть умение не рассматривать свою позицию как единственно возможную. Это необходимое условие для начала школьного обучения.

В дошкольном возрасте бурно работает воображение. Границы реального и виртуального миров зачастую не различаются. В этом возрасте ребенок может начать рассказывать реально произошедшую с ним историю и незаметно для самого себя уйти в область фантазирования. Часто это приводит к казусам, когда пяти-, шестилетка «вольно» пересказывает родителям, о чем шла речь на занятиях в детском саду или воскресной школе. Специалисты рекомендуют различать детскую ложь и фантазирование. Фантазирование рождается зачастую там, где ребенок не в состоянии логически освоить реальность и принять, соединить в своем изложении всю совокупность причинно-следственных связей. В таком случае говорят о том, что реалистический рассказ психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он многого не понимает.

У детской лжи есть свои мотивы (17). Этими мотивами являются: «избегание наказания, стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избегание стыда, охрана личной жизни, защита своей приватности, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть»(18). Исследования детской лжи показывают, что ребенку лгать о предметах проще, чем о чувствах, особенно своих (предмет не относится ко мне, и потому с ним проще оперировать, чувства принадлежат мне, и их труднее превратить во что-то иное).

Структура самосознания

Имя. В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, что у него есть его собственное имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребёнок научается выделять себя как персону, имя позволяет ребёнку представлять себя обособленно от других, в некотором роде даёт основания для осознания своей исключительности.

Имя и достоинство человека начинают соединяться в сознании ребёнка через восприятие духовного материала (житий, сказаний и т.п.) и посредством реальных отношений с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит целостное включение в самосознание ребёнка имени в контексте его духовной индивидуальности.

Внешний телесный образ. В этом возрасте происходит овладение мимикой и телесной экспрессией. В общении с взрослыми ребёнок усваивает мимику через идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. Многочисленные действия, совершаемые ребёнком под руководством взрослых, представляют собой не просто мускульную работу, но формируют у ребёнка сложную интегральную связь между телесным чувством равновесия и координации в пространстве, зрением, осязанием и в конечном итоге позволяют ощущать совместный результат своих телесных усилий и эмоциональных переживаний. Вследствие этого даже самые простые двигательные акты конструируют у ребёнка образ действия и позволяют дифференцировать эти действия.

Притязание на признание проявляется как в общении с взрослыми, так и в общении со сверстниками. В процессе реализации потребности на признание появляются основания для развития негативных личностных образований у детей, таких как ложь и зависть.

Нереализованное притязание на признание может приводить к тому, что ребёнок нарочито придумывает неправду. В неоднозначных ситуациях происходит столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого, в результате чего ребёнок также может начать изобретать способы нарочитого искажения правды. «Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребёнка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию… В воспитании ребёнка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а на придании правильного направления развитию этой потребности» (19).

Зависть как чувство досады на успех другого тоже является атрибутом развития притязаний на признание. Зависть вызывается тем, что начиная с 5-6 лет ребёнок может оценивать внешние социальные отношения со сверстниками и своё реальное положение в этих отношениях. «Уже в детстве ребёнок должен научиться испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти» - пишет профессор В.С. Мухина. Покаянное чувство может быть воспитано только в религиозной культуре. Поэтому уроки православной культуры для детей дошкольного возраста можно рассматривать в качестве основы, полагающей профилактику и преодоление таких пагубных наклонностей личности, как ложь и зависть.