Социальное пространство как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной для подростка предстаёт в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и, отдельно,- в подростковой субкультуре. Подросток стремится овладеть всем диапазоном социального пространства – от подростковых групп до политической жизни страны. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора.
Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии идёт в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций, ценностей. Л.С. Выготский назвал проблему интересов подростка «ключом ко всей проблеме психологического развития подростков». В своей работе «Педология подростка» (1931) он дал такое определение: «интересы – целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций». По мнению учёного, на первой фазе подростничества происходит разрушение и отмирание установившейся прежде системы интересов. Этот период совпадает с негативной фазой подростничества. В позитивной фазе данного возраста созревает новое ядро интересов. Учёный выделил несколько доминант – основных групп наиболее ярких интересов подростков:
- «эгоцентрическая доминанта» - интерес к собственной личности;
- «доминанта дали» - установка на обширные, перспективные масштабы;
- «доминанта усилия» - тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях;
- «доминанта романтики» - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
Увлечения подростка очень подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлечённого взрослого, значимого для отрока.
Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются более широкие, новые интересы, личные увлечения и стремление занять более «взрослую» позицию в жизни. Личностные интересы характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более напряжёнными и устойчивыми становятся. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремлённым, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. «Недаром Л.С. Выготский возражая принятому в психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей» (31).
Освоение ценностей православной культуры способствует формированию у подростков такой структуры самосознания, в которой становление ценностности «Я» внутренне связано с интересами других людей и может быть соотносимо с образом Творца.
Таким образом, к концу детства складываются основные структуры самосознания вырастающего ребёнка. На формирование ведущих звеньев самосознания человека, таких как его имя, образ тела, притязание на признание, психологическое время и социальное пространство личности,- оказывает значительное влияние та культура, которую воспринимает ребёнок из своего окружения и те виды деятельности, которые доступны ему в сотрудничестве с взрослыми.
Постижение ребёнком основ православной культуры в период, начиная с 4 лет и до начала юношеского возраста (15-16лет) способствует формированию таких установок в самосознании личности, которые не могут быть сформированы посредством десакрализованной культуры.
Список литературы
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека. М.: «Школьная пресса», 2000. С.95.
2. В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.104.
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: «Тривола», 1995. С.187.
4. Эльконин Д.Б.Детская психология.- М.,1960.
5. Леонтьев А.Н. Избран.психолог.произв.: В 2т.Т.1. М.,1983. С.285.
6. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.386.
7. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.386.
8. «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» //Сб.Религия и школа в современной России. М.: «Планета 2000», 2003. С.156-207.
9.Там же. С.387.
10. Там же. С.388.
11. Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви.- М.: Даниловский благовестник, 2001. С.16.
12. Зеньковский В., профессор, протоиерей. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола. М.,Б.и.,1991. – 48с.
13. О.Л.Янушкявичене, Р.Янушкявичюс. Основы нравственности. М.: «Православная педагогика», 2005.
14. Священник Алексей Мороз, педагог Т.Берсенева. Уроки добротолюбия. СПб., 2004.
15. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.400.
16. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. – М., 1996.С.125.
17. Экман П. Почему дети лгут? – М., 1993.
18. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. –Екатеринбург, 1999.С.429.
19. Мухина В.С.Возрасная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., «Ака демия», 2002. С.220.
20. В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.115.
21. Протоиерей Владимир Воробьёв. Покаяние, исповедь, духовное руководство. М., 1997
22.Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.,2001.С.36
23. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь. М., 2001. С.99
24. Там же. С.98.
25. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.499.
26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М., 1992. С.131.
27. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-Екатеринбург, 1999. С.455.
28. Там же. С.456.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995. С.265.
30. Мухина В.С.Возрастная психология. М.: «Академия», 2002. С.288.
31. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. С.241