Смекни!
smekni.com

Русская национальная школа и ее традиции (стр. 2 из 3)

П. И. Ковалевкий в статье "Национальное воспитание" также выступает против безоглядного заимствования чужих систем. Все русские школы, низшая, средняя и высшая - должны быть обязательно строго национальными. Школьное воспитание должно быть национальным в физическом, нравственном и умственном отношениях. "У нас, у русских, при существующем ныне национальном безразличии, сплошь и рядом бывает так, что попавший к нам инородец, исполненный великой наглости, начинает порицать нашу нацию, наши порядки, нравы, обычаи и прочее, причем исходным пунктом для него является один какой-нибудь факт, из которого затем производится слишком смелое и неприличное обобщение". Как это до боли похоже на нашу современную ситуацию.

П. И. Ковалевский ссылается на мнение другого известного русского педагога И. П. Корнилова, согласно которому, школа должна служить "Своему народу и государству и потому должна быть национальной и патриотической. Она должна утверждать в своих питомцах твердые религиозные верования и национальные нравственные убеждения, которыми преисполнен и живет русский народ и на которых основан весь строй его многовековой религиозной, семейной и государственной жизни. Всякое русское дело, особенно воспитание детей - надо делать надежными русскими руками и не очень полагаться на услуги, иногда сомнительные, чужих людей. В статье П. И. Ковалевского по сути дела изложена последовательная программа национального воспитания. Вот ее основные позиции.

"Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны той или другой народности... Далее, воспитание должно быть в духе той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности".

В. Н. Сорока-Росинский в цикле статей "Путь русской национальной школы", "Национальное и героическое в воспитании" последовательно проводит идею национального воспитания, опираясь на опыт своих предшественников. Особенно четко он фиксирует внимание на фактах, связанных с кризисными, переломными этапами в жизни народа, в частности с Первой мировой войной. Еще не так давно, писал он, могло казаться, что путь, завещанный К. Д. Ушинским русской школе, - путь национального воспитания - либо зарастет, либо будет вконец исковеркан представителями зоологического национализма. Еще не так давно мысль, что и в русской школе национальное, т. е. свое, родное, должно быть основой воспитания, встречала упорное противодействие, была под каким-то бойкотом со стороны лучшей части общества. Разразилась война и показала, как утопичны были все наши космополитические теории, и какое колоссальное значение в жизни народов имеет национальное чувство, даже там, где несколько поколений подряд воспитывалось на фанатическом его отрицании. Война показала, сколько скрытой силы таилось в национальном чувстве, силы центростремительной, обеспечивающей нации единство, крепость и возможность дальнейшего мощного развития; национальное чувство оказалось неисчерпаемым источником героизма, доблести".

Особое внимание В.Н. Сорока-Росинский уделяет национальной песне. Русская народная песня восходит к архетипам наших предков, посредством ее осуществляется сопричастность к национальным святыням и нравственным ценностям. Надо, говорил В. Н. Сорока-Росинский, чтобы школьник с ранних лет полюбил свою родную песню и привык воодушевляться при звуках ее и чувствовать в себе кровь своего народа и все то героическое и высокое, что таится в народной душе; надо чтобы национальная песня сопровождала все торжественные моменты жизни школьника, чтобы он чувствовал потребность выразить свои чувства в те моменты, когда душа бывает полна, так, как это делает всякий нормально развивающийся народ - в народной песне, исполняемой хором, всем миром.

Выдающийся русский мыслитель И. А. Ильин в своей работе "Путь духовного обновления" предложил развернутую систему национального воспитания. "Надо сделать так, - писал он, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству - были национальными, у нас в России - национально русскими; и далее: чтобы дети молились, думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы с любовью и волею - в историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей".

По мнению И. А. Ильина, сокровищами, на которых надо воспитывать русский национальный характер, являются: язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, отношение к армии, территории и хозяйству. Этот путь есть, подлинный путь к национальному духовному опыту, путь пробуждения сердца, воли, воображения творческих замыслов каждого человека. Всякая абсолютизация принципов интернационализма в деле воспитания, увлечение чужими моделями воспитания неизбежно несет отрицательный результат. "Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны - как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма".

Русская педагогическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с православным вероучением. О роли Православия в народном образовании постоянно напоминали великие русские подвижники, государственные деятели России, а также русские писатели и философы (Иоанн Кронштадский, К. П. Победоносцев, Ф. М. Достоевский, А. Ф. Лосев и мн.др.). "Школа, поскольку она народная, должна отражать в себе душу народную и веру народную - только тогда будет она люба народу, - писал К. П. Победоносцев. - Она должна быть проникнута церковностью в лучшем духовном смысле этого слова. Одухотворяясь ею, она сама должна одухотворять ее для души народной. Отсюда - непременное участие школы в действии церковного богослужения - в чтении и пении. Кто испытал и видел, тот знает, какое могучее духотворное воспитательное орудие и для школы, и для души народной, в которую вносит просветление религиозного сознания и чувства".

Развернутую программу религиозного воспитания дал А. Ф. Лосев. В докладе "О методах религиозного воспитания", прочитанном им в педагогическом кружке Нижегородского университета в марте 1921 г., А. Ф. Лосев излагает суть своей программы, опираясь на широкий исторический материал, сочетая проблемы православного богословия, религиозный опыт, практику школьного педагога, труды по детской психологии, русскую классическую литературу с ее религиозными исканиями, материалы античной мифологии, философии и поэзии. При этом он дает дифференцированный подход к освоению православного вероучения в зависимости от возраста ребенка. Уже тогда А. Ф. Лосев подчеркивал, что из всех вопросов педагогики эта проблема имеет наиболее плачевную судьбу. Но при этом автор доклада утверждает следующее: "Без религиозного коэффициента непонятна мука Гоголя, жертвенное безумие Достоевского и Лермонтова, светлое и имморально-эстетическое оправдание языческого мира у Пушкина".

Религиозное воспитание, согласно А.Ф. Лосеву, есть вопрос вообще о религиозном устроении жизни, об особой организации просвещения ума и сердца и, следовательно, всего жизнеощущения и жизнедействия. В другом случае, в программе курса "Введение в классическую филологию" Лосев писал: "История есть организм, и ее бытие - рождение, рост и смерть национальных организмов. Нас интересуют не вещи, но процессы; не бытие, но становление; не машины, но организмы. Догматы веры, граненые и высеченные воспринимаются нами, начиная с их зародышевого состояния, и - их граненость и сталь, растворяясь и расчленяясь, уходят во мглу религиозных инстинктов".

Программа А. Ф. Лосева исключительно важна для современной русской национальной школы, которая не только формально, но и содержательно должна преодолеть разрушительную тенденцию атеизма. «Науки и школьные дисциплины, преображенные светом истины, не будут чем-то чуждым, познаваемым в лучшем случае лишь из любопытства, но наполняется жизненным смыслом, великой мирочувственной надеждой, верой и любовью, - пишет В. В. Медушевский. - Откроется ложь о неизбежности конфронтации между наукой и верой, ибо прозревшая наука ясно увидит и свои пределы, и связь с верой. Знания не будут ожесточать сердца, но послужат умножению любви. И сам ход обучения поднимается до возвышенной жизни на уроке, полной красоты и радости, но также и труда, усилий мужества, терпения и иных христианских добродетелей, преодолевающей греховные искажения».

В результате анализа исторического опыта русской национальной педагогики мы можем сделать следующие выводы. Русская педагогическая мысль базировалась на основе ряда принципов, которые со временем получили силу традиции:

1. Русское национальное образование должно быть основано на органичной для русского народа педагогике, учитывающей его духовный и исторический опыт, его традиции. Подобную педагогику невозможно заимствовать извне в качестве "модели" образования.