Смекни!
smekni.com

История европейского образования. Становление и развитие гуманистической педагогики (стр. 2 из 2)

Френсис Бэкон (1561–1626). Великий английский философ. В трактатах он излагает свои взгляды на образование и воспитание, где раскрывает их содержание, формы и методы. Основное внимание при этом Бэкон советует обращать на воспитание и дает советы, как правильно его построить. Главное средство правильного воспитания, по Бэкону, – совершение хороших дел.

Томазо Кампанелла (1568–1639). Автор трактата «Город Солнца», в котором разработал концепцию идеального устройства государства. Большое внимание в своем трактате Кампанелла уделял вопросам воспитания и образования. Он предлагает универсальное содержание образования для юных граждан своего государства и оригинальные формы и методы их обучения – большая часть предметов должна изучаться с помощью наглядных средств и на практических занятиях. В государстве Кампанеллы отводится одинаковое место всем сторонам воспитания: умственному, физическому и военному, трудовому, эстетическому, нравственному.

Итак, мы очертили круг главных имен и фонд идей, составляющих в своей совокупности педагогику, названную впоследствии гуманистической. Важнейшей заслугой педагогов-гуманистов стало то, что в рамках гуманистического движения педагогика в определенной мере сложилась в автономную науку о воспитании – в это время появились специальные педагогические трактаты о воспитании П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, Х.Л. Вивеса и др. Гуманистическое понимание воспитания, исходящее из представлений о развитии ребенка как свободного индивида, существенно отличалось от средневекового, теологического объяснения воспитания, что позволило совершенно иначе построить образование и воспитание в эпоху Возрождения.

В трудах педагогов-гуманистов были заложены многие принципы, ставшие основой создания не только классического образования, но и современной педагогики: утверждение в обществе убеждения о решающей роли образования в воспитании человека – с этого времени образованный человек стал фактически ассоциироваться с воспитанным человеком; выдвижение новых целей воспитания – формирование свободного, универсально развитого индивида; новое обоснование принципа организации образования в соответствии с природой ребенка; учет детского возраста как решающего условия правильного воспитания. Ими были обоснованы идеи замены средневекового содержания образования, прежде всего в среднем и высшем звене, классической культурой; создания принципиально новых учебно-воспитательских учреждений: семейных школ, кружков и академий, мастерских художников и т.д.; построения кардинально новых форм воспитания и обучения, например такой формы, как урок, что позволило разработать классно-урочную систему обучения, и целого набора новых методов воспитания и обучения, направленных на развитие самостоятельности и творческих способностей ребенка.