Таким образом, следуя логике становления и развития понятия «личность» человека в христианстве и беря за основу анализ взглядов православных авторов XIX, XX веков[12] можно выделить и контурно очертить круг характерных признаков, с помощью которых можно было бы попытаться описать термин «личность».
Итак:
Трепетное, осторожное отношение святых отцов к понятию человеческой личности, вероятно, основывается на осознании ими понятия «личность человека» как близкого, но не тождественного с ипостасным пониманием лица человека, где сам человек характеризуется как «Богозданный храм Божества по душе и телу»[13].
Личность человека не сводима к психике и не может быть системно полно описана в рационалистических категориях и понятиях, поскольку не соответствует нашему эмпирическому познанию человека.
Характеризуя с разных сторон личность человека, можно с определенной толикой достоверности утверждать:
Во–первых. Личность человека не определяется его природой и сама может уподоблять ее своему Божественному Первообразу, реализация процесса уподобления Которому, в условиях поврежденной человеческой природы, есть важнейшая характеристика личности человека.
Во–вторых. Для личности, в отличие от индивидуума (последний рассматривается в трактовке митрополита Антония Сурожского), противоестественен путь самоутверждения или противоположения по причине ее уникальности и неповторимости.
В–третьих. Личность не самодостаточна, она есть отношение, которое суть качественное содержание человеческой жизни и, следовательно, может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
В–четвертых. Через призму трихотомического подхода состав естества человеческого можно определить как взаимопроникающее и сходящееся в одном нераздельном лице, сочетание трех сил: познающей, желающей, чувствующей, и трех частей: духа, души, тела.
Использование логики трехсоставного человеческого естества для детального описания целостной природы человеческого лица, возможно, недостаточно, т.к. человеческая личность, скорее всего, многограннее, чем нам сегодня представляется. Само же понятие «личность» человека, видимо, нуждается в ведении диахронной, т.е. разворачивающейся во времени характеристики (например, по аналогии с понятиями «дитя», «отрок», «муж»).
Думается, что именно душа может рассматриваться нами как носитель проявлений личности человека в материальном мире, которые мы естественным образом можем изучать через оценку индивидуально–психологических особенностей человека, собственно анализ его психики в феноменологической части психологии отношений.
Однако, необходимо заметить, что для продуктивной сравнительной характеристики взглядов святых отцов Церкви, в частности свт. Феофана Затворника, на взаимодействие сил и частей человеческой природы с секулярным психологическим подходом к системе индивидуально–психологических особенностей человека в логике психологии отношений, необходимо, чтобы последняя позволяла давать характеристики разных планов психики как многоуровневой системы, в т.ч. и разных порядков ее свойств. Основанием для подобного заявления могут служить собственно взгляды самих святых отцов на природу человеческого «я», характер взаимодействия сил и частей человеческой природы, которые могут быть приблизительно описаны только в рамках многоуровневой системы, т.н. элементы которой имеют сложный характер обратных связей[14]. Так, свт. Феофан Затворник подразделяет силы естества человеческого на познавательные, деятельные и чувствующие (сердце)[15], см. табл. 1.
Таблица 1
Состав человеческого естества во взаимодействии его сил и частей
ДУХ | разум | совесть | чувства религиозные |
ДУША | рассудок | воля | чувства душевные |
ТЕЛО | память,наблюдение | способностинизших пожеланий | низшиечувственно –животные чувства |
частисилы | СИЛЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | СИЛЫДЕЯТЕЛЬНЫЕ | СЕРДЦЕ |
Сформулированные Б.Ф. Ломовым методологические требования системного подхода в психологии, данная им характеристика психики как системы, мно-гоуровневого ее строения, разных порядков ее свойств и многомерности психических явлений[16] свидетельствует, наряду с мнениями А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева, В.А. Ядова[17], о том, что введенный и использованный данными учеными понятийный аппарат как в области общей, так и социальной психологии позволяет давать характеристики разных планов психики как многоуровневой системы, в т.ч. и разных порядков ее свойств.
Следовательно, в рамках проводимого нами исследования этот понятийный аппарат может быть использован для проведения сравнительной характеристики взглядов свт. Феофана Затворника на взаимодействие сил и частей человеческой природы с секулярным психологическим подходом к системе индивидуально–психологических особенностей человека.
В качестве феномена психологии личности мы рассмотрим критериально–ориентированную методику «Пакет для оценки индивидуально–психологической пригодности человека к видам деятельности с доминантой функций общения» или кратко – методика оценки делового потенциала (деловых качеств)[18].
Выбор данной методики обусловлен тем обстоятельством, что изучение индивидуально–психологических особенностей человека осуществляется в ней через оценку системы отношений:
отношение к себе;
отношение к окружающим людям;
отношение к выполняемой работе;
отношение к социальным условиям своего бытия;
отношение к материальным условиям своего бытия,
а как мы подчеркивали выше, именно в отношении и проявляется личность человека. Однако для чистоты научного исследования надо заметить, что указанная методика не была сертифицирована в РФ – не прошла именно официальную независимую экспертизу отечественными специалистами, т. к., как справедливо заметил доктор психологических наук А.Г. Шмелев: «К сожалению, в нашей стране подобная организация дела находится в начальной стадии»[19].
Тем не менее, в процессе оказания автором консультационных услуг в 90–х годах XX века Представительству Концерна Siemens в Москве, Представительству Корпорации Knauf в РФ и ряду других иностранных компаний методика оценки делового потенциала по настоянию заказчиков проходила экспертную оценку в Психологическом Центре при университете в Мюнхене (Бавария) и в Институте экспериментальной психологии (Оксфорд). По результатам данных экспертиз руководством этих компаний было принято решение о целесообразности использования методики оценки делового потенциала при оценке деловых качеств уже работающих русских топ–менеджеров и при подборе новых кандидатов на ведущие позиции в данных организациях. Следовательно, в логике взглядов Меrbaym М., профессора психологии Вашингтонского университета, методика оценки делового потенциала как психологический тест, используемый для принятия серьезных решений, соответствует двум важным критериям:
критерии соответствующего решения сформулированы достаточно ясно;
структура и содержание теста удовлетворяет приемлемым психометрическим требованиям надежности, действенности и необходимой стандартизации процесса управления[20].
Сопоставимость и соответствие структурных образований данной методики с общепринятыми теоретическими подходами к описанию личности, на примере взглядов А.Г. Ковалева и К.К. Платонова, приведены в табл. 2.
Таблица 2
Соответствие факторов второго порядка структурным образованиям
ФАКТОРЫВТОРОГО ПОРЯДКА | Структурные образования | ||
длявнешнегопроявлениясвойствпсихики | длясущностнойсоставляющейсвойствпсихики | по А.Г. Ковалеву | по К.К. Платонову |
F4входит:динамикавосприятие | F1входит:динамиканаправленностьмышлениеволяопыт | темперамент(структура природных свойств) | биопсихическиесвойства(темперамент, половые, возрастные свойства) |
F3входит:опытнаправленность | направленность(система потребностей, интересов, идеалов) | направленность(убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления,интересы, желания) | |
F1входит:мышлениепамятьF3входит:опытнаправленностьF4входит:динамикавосприятие | F1входит:динамиканаправленностьмышлениеволяопытF2входит:восприятие | способности(система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств) | свойства личности(воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память) |
опыт(привычки, умения, навыки, знания) |
Как видно из табл. 2 для внешнего проявления свойств психики и для сущностной их составляющей интерпретация соотношения факторов второго порядка в целом соответствует логике подходов, предложенных А.Г. Ковалевым и К.К. Платоновым для описания структурных образований индивидуально–психологических особенностей человека.
Следовательно, мы можем воспользоваться понятийным аппаратом социальной и общей секулярной психологии для характеристики выявленных нами факторов первого и второго порядков при проведении их сопоставительного анализа с системой сил и частей человеческой природы, которая схематично была представлена нами в табл. 1.