Тем не менее, подчеркнем, что хотя и в первом приближении, но мы можем использовать результаты экспериментальной психологии в целом и практических исследований в области психологии отношений в частности.
Так, на наш взгляд, представляет определенный интерес (для самого человека, для молодого священника, для социального педагога и для психолога–консультанта) особенности влияния изменений в системе отношений воцерковляющегося взрослого человека на характер проявлений его индивидуально–психологических особенностей.
Проведенное исследование влияния изменений в системе отношений воцерковляющегося взрослого человека на характер проявлений его деловых качеств базируется на данных о том, что определенной эффективности выполнения человеком функциональных задач в сфере общения соответствуют строго заданные т.н. личностные профили его индивидуально–психологических особенностей. Эти закономерности были установлены нами при разработке в 1993–1998 годах методики оценки делового потенциала человека и подтверждены в процессе активного использования этой методики в последующие годы[25].
В контексте нашего рассмотрения наиболее важной представляется функциональная задача «оказание влияния на ситуацию или конкретное лицо», т.к. истинный христианин должен уметь с кротостью (Еф. 4: 2; Гал. 6: 1) вразумлять братьев и сестер по вере, укреплять их. Так, свт. Феофан Затворник пишет: «Мы все взаимно соединены, чтобы взаимно учить друг друга … заметив что в другом особенно для
него опасное, всячески попекись остепенить его и образумить как можешь»[26].
Обобщенные результаты исследования по изменению системы отношений в контексте заданной функциональной задачи даны в табл. 4. В столбце 2 приведены усредненные характеристики системы отношений (к себе, к окружающим, к делу, к социальным условиям своего бытия и материальным условиям своего бытия) по сущностной составляющей свойств психики, позволяющих светскому человеку эффективно выполнять как в простых, так и в экстремальных ситуациях функциональную задачу по оказанию влияния на ситуацию или человека. В столбце 3 – для конкретных неприемлемых для православного человека вариаций отношений указаны необходимые изменения в них, позволяющие христианину сохранить свои способности по эффективному воздействию на ситуацию или конкретное лицо.
Таблица 4
Изменение системы отношений по психическим феноменам
ФЕНО-МЕН | система отношений светского человека | ОСОБЕНнОСТИ отношений ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО | |
1 | 2 | 3 | |
ВОСПРИЯТИЕ | Довольно скрупулезно подходит к изучению себя | нет особенностей | |
Довольно скрупулезно изучает окружающих | нет особенностей | ||
Не скрупулезно, но вникает в суть новой работы | нет особенностей | ||
Довольно скрупулезно вникает в свои обязанности | Сверхскрупулезно, всесторонне | ||
Пристальное внимание на материальное положение | Мало или совсем не обращает | ||
НАПРАВЛЕН-НОСТЬ | Равно соблюдает свои и общественные интересы | нет особенностей | |
Поступается своими интересами ради других людей | нет особенностей | ||
Равно учитывает личные и служебные интересы | Личные – суть духовные | ||
Служебное положение пользует в интересах работы | нет особенностей | ||
Дорожит своим материальным положением | Дорожит благодатью Божией | ||
Оценка других меняется, но не слишком часто | нет особенностей | ||
Удовлетворенность результатами труда меняется | нет особенностей | ||
Удовлетворенность соц–ным положением меняется | Акцент на самоуничижении | ||
Удовлетворенность мат–ным положением меняется | Акц. на стяжании благодати | ||
ОПЫТ | Имеет высокий уровень общего развития | нет особенностей | |
Достаточно хорошо разбирается в людях | нет особенностей | ||
Хорошая квалификация как специалиста | нет особенностей | ||
Достаточная квалификация как организатора | Повышает до уровня отличной | ||
Способен реально улучшать свое благосостояние | Мало, совсем не интересует | ||
МЫШЛЕНИЕ | Периодически корректирует мнение о себе | нет особенностей | |
Периодически пересматривает мнение о людях | нет особенностей | ||
Размышляет о новых путях выполнения работы | нет особенностей | ||
Размышляет, как лучше выполнить обязанности | Постоянно вникать в их суть | ||
Беспокоят мысли о своем материальном положении | Не стремится к улучшению | ||
ВОЛЯ | Управляет формированием своих желаний | нет особенностей | |
Стремится при необходимости повлиять на человека | нет особенностей | ||
В работе прилагает достаточные усилия | нет особенностей | ||
Стремится улучшить служебное положение | Усилия к самоуничижению | ||
Стремится улучшить материальное положение | Усилия к стяжанию благодати |
При этом сами особенности отношений для православного, как и собственно приведенная система отношений светского, невоцерковленного человека находятся в заданных границах норм для личностных профилей человека, способного и готового длительное время с заданным качеством выполнять функциональную задачу по оказанию воздействия на ситуацию или конкретное лицо в простых и в экстремальных условиях своей деятельности[27].
Из анализа данных, приведенных в табл. 4 можно сделать несколько обобщающих суждений.
В области экзегезы (на примере рассмотрения искушений Господа в пустыне).
Искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне описаны у трех евангелистов: Мф. 4: 1–11; Мк. 1: 12,13; Лк. 4: 1–13.
Разница в описании искушений Господа у евангелистов Матфея и Луки заключается в последовательности изложения 2-го и 3-го искушений. Причем, по мнению епископа Кассиана (Безобразова)[28] порядок изложения у евангелиста Луки более предпочтителен, чем у евангелиста Матфея по двум основаниям:
Во–первых, евангелист Лука придерживался более точной хронологической по-
следовательности в изложении евангельской истории.
Во–вторых, изложение искушений у евангелиста Луки более последовательно с позиции развития греха: от более грубых искушений к более тонким и духовным.
Говоря об искушениях Господа в пустыне, необходимо помнить, что Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Именно как человек, одаренный свободною волею, Он мог подвергаться искушениям.
Обобщая взгляды толкователей Священного Писания на искушения Господа в пустыне[29] можно охарактеризовать их как:
Искушение хлебом (Мф. 4: 1–4; Лк. 1: 1–4)
– служение материальным ценностям, суть искушение похотью плоти.
Искушение властью (Мф. 4: 8–11; Лк. 1: 5–8)
– искание мирского могущества, пленение путем любостяжания,
властолюбия и корыстолюбия.
Искушение чудом (Мф. 4: 5–7; Лк. 1: 9–13)
– суть искушение духовной гордостью, пленение путем тщеславия.
Не трудно заметить, что первое искушение с психологической точки зрения в контексте нашего рассмотрения изменений в системе отношений является как бы базовым, определяющим логику дальнейших искушений. Именно в попущении этого искушения Себе Господь показывает нам важность отречения от благ материального мира в пользу духовной жизни.
Второе и третье искушения конкретизируют в каких именно вопросах (отношениях) эти изменения у нас должны произойти, а именно в области социального и материального отношения к условиям своего бытия. И в этом смысле абсолютно не имеет значения последовательность этих искушений – они как бы равнопорядковы, любое из них, если ему поддастся, сводит на нет усилия по противодействию другому.
Следовательно, можно предположить, что евангелисты, в том числе и с этих позиций, не отдают предпочтения точности изложения последовательности второго и третьего искушений.
С позиции психологии отношений и в контексте рассматриваемой нами методики оценки делового потенциала отметим, что, при прочих равных условиях, именно изменения в системе отношений по социальной и материальной составляющих являются обязательными для всех рассматриваемых нами психологических феноменов (см. табл. 4, первый столбец).