Сравнительный анализ уровня креативности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе психологического эксперимента представлен в таблице 8. и диаграмме 8.
Таблица 8. Показатели уровня креативности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе психологического эксперимента.
Уровень развития креативности | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа(%) |
Низкий | 5 | 20 |
Средний | 30 | 50 |
Высокий | 65 | 30 |
Контрольный этап психологического эксперимента позволил прийти к выводу о том, что в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).
В результате подтвердилось предположение о том, что развитие креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются следующие условия:
Игровая деятельность детей дошкольного возраста будет организована с учетом дифференцированного подхода к детям. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для системы дошкольного обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
Созданы психологически комфортная среды и атмосфера эмоционального принятия ребенка;
Обеспечена самостоятельность и свобода выбора в игре у детей старшего дошкольного возраста;
В сюжетно-ролевой игре присутствует сопровождение со стороны педагога-воспитателя;
2.3. Психологическое консультирование по развитию креативности у старших дошкольников
Проводя психологическое консультирование по проблемам, связанным с развитием креативности старшего дошкольника, педагогам, воспитателям и родителям необходимо обязательно учитывать следующие знания о способностях, которыми располагает современная психолого-педагогическая наука:
Способности человека в их прогрессивном развитии зависят от двух основных факторов: от наличия у человека определенных и, как правило, врожденных задатков, а также от социальных факторов (условий психологического развития человека), влияющих на превращение соответствующих задатков в способности.
Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает разного рода задачи в раннем детстве.
Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до четырех-пяти лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.
К возрасту примерно около четырех лет практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки, так или иначе, проявляют себя. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.
5. Многие способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных задатков. Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для развития способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно высокого уровня.
Обучение и воспитание вносят не меньший вклад в развитие способностей, чем имеющиеся задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высокоразвитые способности человека.
Чем старше человек, тем труднее развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно выраженные задатки.
Психологическое консультирование как самих педагогов-воспитателей, так и родителей старших дошкольников, направлено на оказание эффективной помощи в целях формирования и развития креативности детей старшего дошкольного возраста, и, прежде всего с разъяснением возможностей сюжетно-ролевой игры для развития креативности.
Воспитателям и родителям следует понимать, что креативнось, это - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативнось выделена в особый тип среди интеллектуальных способностей человека.
Среди основных свойств креативности можно выделить следующие:
Гибкость мышления, то есть переход от одного класса явлений к другому, подчас далекому по содержанию.
Свобода от шаблона, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач.
Широта, определяющая возможность привлечения знаний из различных областей.
Критичность, характеризующаяся способностью, верно оценивать эффективность собственной деятельности.
Глубина, определяемая степенью проникновения мышления в сущность явлений.
Открытость — доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям.
Антиципация, или мышление с предвосхищением.
Независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально сформулировать и решить творческие задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои творческие позиции.
Изобретательность, конструктивность.
Вместе с тем, нужно понимать, что вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Несмотря на значительное число исследований посвященных данной вопросу, надежные способы измерения креативности и развития не найдены.
В дипломной работе для решения задачи по развитию креативности у старших дошкольников был разработан соответствующий алгоритм с привлечением для решения стоящей задачи такого средства как сюжетно-ролевая игра.
Алгоритм представляет психодиагностическую и развивающую систему по оценке, развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста, контролю успешности примененных развивающих приемов. Алгоритм включает в себя 3 блока: набор диагностирующих методик, второй блок - развивающий (использование сюжетно-ролевой игры в качестве основного развивающего приема). Третий блок: блок оценки полученных результатов и эффективности применения сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности у детей старшего дошкольного возраста. Применение третьего блока позволяет корректировать процесс и содержание сюжетно-ролевой игры, методические приемы по использованию сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности. Этот блок выступает своеобразным средством самоконтроля для педагога-воспитателя в оценке эффективности проводимых развивающих методик.
Таким образом, в дипломной работе, помимо обобщения и анализа психолого-педагогической литературы, решения поставленных задач, была решена и прикладная задача: создан соответствующий алгоритм, который имеет ярко выраженную консультирующую направленность.
Заключение
При выполнении дипломной работы, как научного исследования на основе применения совокупных методов исследования (изучение, анализа педагогической, психологической и специальной литературы, опыта работы психологических служб по изучению психолого-педагогических условий развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, анализа практики деятельности отдельных психологов по определению психолого-педагогических условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, проведения психологического эксперимента) решены поставленные задачи:
Определена сущность креативности в психолого-педагогической литературе;
Проанализирован опыт по эффективному развитию креативности у дошкольников;
Выявлено значение сюжетно-ролевой игры в развитии креативности дошкольников;
Диагностирован уровень развития творческого мышления в процессе сюжетно-ролевой игры;
Проведен психологический эксперимент по выявлению эффективных психолого-педагогических условий, необходимых для развития креативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
Задачи решалась путем создания в процессе практической работы с детьми положительной мотивации. В ходе игровой деятельности устанавливались доброжелательные отношения между психологом и детьми, заинтересовывали их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в традиционные формы организации игровой деятельности, разъяснения практической значимости выполняемой работы. Наряду с названными психологическими условиями, способствующими развитию креативности использовалось также словесное и наглядное поощрение.
Задача по разработке конкретных средств и методов, способствующих развитию креативности у старших дошкольников решена с применением следующих методик:
Для развития креативности у младших школьников в изобразительной деятельности использовались различные методики, упражнения, беседы и др. Среди них, такие как методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Л.Ю. Субботиной на развитие воображения; методика Мухиной В.С. Использование в работе с детьми занятий, объединяющих и обогащающих арсенал познавательных, оценивающих, исполнительских средств и средств формирования задачи приводит к значимым улучшениям в развитии креативности детей по сравнению с уровнем, зафиксированным на констатирующем этапе. Упражнения на развитие и обсуждение деталей и смысла игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре с обсуждением - способствует организации активности ребенка, формированию механизмов его самостоятельной деятельности, механизмов самоуправления, активизации творческого потенциала.