Сравнение данных уровня развития креативности экспериментальной и контрольных групп на констатирующем этапе психологического эксперимента представлено в таблице 3.
Таблица 3. Уровни развития креативности экспериментальной и контрольных групп на констатирующем этапе психологического эксперимента
Уровень развития креативности | Экспериментальная группа, % | Контрольная группа, % |
Низкий уровень | 20 | 30 |
Средний уровень | 60 | 55 |
Высокий уровень | 20 | 15 |
Показатели уровня развития креативности экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 3.
В ходе констатирующего эксперимента проведены беседы с воспитателями (см. приложение № 6), в ходе которых обращено внимание на то, что для психического развития ребенка сюжетно – ролевая игра является важнейшим условием.
В руководстве игрой отдают предпочтение как прямым, так и косвенным методам. Для развития сюжетно – ролевой игры создают предметную среду, обогащают игровые сюжеты. Воспитатели и педагоги считают, что у детей старшего дошкольного возраста следует развивать творчество в процессе игры. В своей работе по развитию креативности у детей используют как прямые, как и косвенные методы воздействия. Они согласны с тем, что окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки и т. д. способствуют развитию воображения у ребенка.
Очень часто воспитатели являются прямыми участниками игры, так как у большинства детей интерес к новой задаче спадает без поддержки взрослого. Педагоги придерживаются мнения о том, что детям в сюжетно – ролевой игре следует предоставлять полную свободу и самостоятельность, что приведет к наилучшему развитию креативности у дошкольников.
Исходя из наблюдений за ролью воспитателей в игре и беседы с ними, можно сделать вывод о том, что:
Типичным для дошкольников является представление о сюжетно – ролевой игре как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Знания о требованиях к организации педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой сводятся к пониманию роли воспитателя как гаранта детской свободы и самостоятельности. Однако на практике эта позиция корректируется необходимостью поддержания дисциплины в группе, что приводит к частым случаям сдерживания игровых проявлений детей, прерыванию игры, прямому вмешательству в игру.
Характерным для воспитателей является представление об игровом творчестве как спонтанном процессе, оцениваемом по степени проявления самостоятельности в игре (фактически не учитывается качество игры).
В результате проведенного исследования на констатирующем этапе исследования установлено, что только для 15-20% детей характерен высокий уровень креативности. Это в равной мере относится как к экспериментальной, так и контрольной группам. Они могут предложить различные новые замыслы; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета; способны по-новому использовать известные предметы и объекты. Большинство же детей (80%) не готовы к решению задач, требующих проявления творческих способностей. Интерес к игровой задаче у них падает без поддержки взрослого, а некоторые оказываются не способны решить новую задачу.
В процессе психологического эксперимента установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития креативности в процессе сюжетно – ролевой игры, т. е. у воспитателя отсутствует знание методов развития творчества в игре и за ее пределами.
В группе преобладают авторитарные формы общения с ребенком, что вредит проявлению креативности. Не всегда осуществляется руководство игрой в целях ее развития. Поэтому выше указанные результаты уровня развития креативности оказываются оправданными.
Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведение формирующего этапа психологического эксперимента в соответствии с предложенными в гипотезе психолого-педагогическими условиями.
Целью формирующего этапа психологического эксперимента было создание психолого-педагогических условий по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Психологический эксперимент проводился в естественных условиях групповой комнаты детского сада, где была создана обстановку, позволяющая ребенку чувствовать себя раскованно: детям разрешали свободно пользоваться игровым материалом и материалами для творческой деятельности; весь материал располагали в доступных местах; не допускали использования критики самостоятельных проявлений детей; создавали условия для налаживания партнерских отношений со взрослым в игровой деятельности.
Основные трудности при проведении эксперимента были связаны с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Так, дети, участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится. Дети достаточно часто настороженно воспринимают любого водящего в группу взрослого, а тем более того, который идет на непосредственный контакт с ним. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченным воспитателем.
Вхождение экспериментатора в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Мы заметили, что дети стали часто обращаться ко взрослому, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда экспериментатор поддерживал беседу детей о героях мультфильмов, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждение детского замысла, считался с мнением других детей, подчеркивал достоинства замысла ребенка. Экспериментатор реально оказывал помощь ребенку в случае его затруднений или обращений за советом.
В ходе формирующего этапа психологического эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имел для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.
Больших усилий, например, потребовало налаживание контакта с Вадимом Б., практически не принимавшим участия в совместной с другими детьми деятельности. С целью раскрепощения ему предлагалось поиграть с набором голышей, с игрушками из «киндер-сюрприза». Экспериментатор сам ненавязчиво вступал в игру; часто рассматривал с Вадимом иллюстрации имеющихся в группе книг (обычное занятие мальчика); предлагал обсуждать содержание иллюстраций; пытался в разговоре выяснить причины стремления ребенка к уединению. Выяснилось, что другие дети не принимают Вадима в свои занятия, а почему, он «не знает». Экспериментатор стал чаще предлагать мальчику поручения оказать помощь взрослому или детям, что-либо принести, к кому-либо обратиться с вопросом, подключал к деятельности детей. Внутри совместной деятельности старших дошкольников со взрослым экспериментатор высказывался о достоинствах Вадима, обращался к нему при обсуждении замысла, демонстрировал его достижения. Через некоторое время экспериментатор заметил, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал экспериментатор.
В эксперименте взрослый специально демонстрировал свой эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группа (объединенных, например, совместной деятельностью).
Для развития ролевого диалога вводился «телефонный» разговор персонажей. Видя, что игра угасает, экспериментатор брал на себя роль доктора, бабушки и звонил играющим по тому или другому поводу. В результате игра принимала иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи. Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью.
Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Экспериментатор предлагал вспомнить известную сказку. Например: «Саша, Вика, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого Волка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним: немножко расскажет Саша, потом Настя, потом – я, а затем Саша». Пересказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события.
Затем экспериментатор предложил этим детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую».
По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, Баба-Яга звонит продавцу чтобы узнать, можно ли купить в магазине метлу, так как ее сломалась).
В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.