Как отмечает автор, у русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым народом, которые остро вставали перед разночинной интеллигенцией, искренне желавшей этот народ осчастливить. По мнению Ю.Лотмана, эта способность, без наигрыша, естественно быть своим и в светском салоне, и с крестьянами на базаре являлась «одной из вершинных проявлений русской культуры» (цит. по Вульфову, Иванову, 1997, с. 270–271).
Чтобы целенаправленно формировать будущую элиту полезно разобраться, а кого вообще можно считать элитой? Сразу заметим, что вопрос этот довольно сложный и путанный. Существуют различные теории элиты, а у каждого человека существует еще и свое представление об элите. Но самое интересное, что эти представления об элите развиваются вместе с развитием самого человека (см. Пряжников, 2000).
Важнейший смысл существования элиты — быть образцом для подражания для простых людей. Но чтобы заслужить такое право (быть образцом для подражания) элита должна проявлять себя в ответственные исторические моменты, вносить свой позитивный вклад в улучшение социально-культурной ситуации. Элита первой должны чувствовать назревающие проблемы (в политике, экономике, культуре, образовании и других важных сферах) и адекватно на них реагировать. В идеале элита должна доносить эти проблемы до масс (которые сами во многом не могут разобраться) и увлекать массы на решение этих проблем. В этом исторический смысл существования элиты. Но для этого сама элита должна обладать определенным авторитетом в глазах простых людей.
Чтобы лучше понять, что такое настоящая элита можно воспользоваться примером из книги О.С. Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина»: «В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологов был исключительно грязный общественный туалет. В составе одной из экспедиций на базу должен был приехать потомок древнего княжеского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, но что будет делать Его светлость?». Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную… Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи» (цит. по Вульфову, Иванову, 1997, С.271).
Настоящая элита (в отличие от псевдо-элиты и многих представителей массы) способна «испачкать свои ручки», убирая нечистоты, т.е. способна размышлять об отбросах общества, способна убирать эти отбросы. Заметим, что для старых аристократов высшим оскорблением было обвинение в «чистоплюйстве», когда человек не желал «марать» свои ручки и соприкасаться с чем-то «нехорошим»… В современном варианте такое чистоплюйство выражается в так называемом «пофигизме». Когда человека мало волнуют проблемы своей страны и ее не раз обманутого народа…
Таким образом, получается, что настоящая элитарная школа должна формировать полноценных граждан своей страны, умеющих грамотно выделять существенные проблемы, осложняющие наше развитие и, главное, способных переживать по поводу этих проблем и стремящихся квалифицированно их решать. Еще бывший вице-президент РАО РФ, академик В.В. Давыдов говорил, что «именно в школе должны обсуждаться самые острые проблемы нашего общества, те проблемы, которые пока еще не обсуждают ни политики, ни аналитики… иначе наше общество обречено на стагнацию, ведь если выпускники школ будут убеждены в том, что в обществе нет проблем, то у них не будет стимула совершенствовать наше общество…».
Главный смысл подлинно гуманного образования должен состоять в том, чтобы давать человеку простор для самоопределения, и главное, — формировать у него потребность в поиске именно своего идеала, чтобы самоопределяющийся человек был в постоянном творческом и нравственном напряжении. Известный психолог и психотерапевт В.Франкл видел основную задачу образования не в том, чтобы «довольствоваться передачей традиций и знаний», а в том, чтобы «совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы». При этом он специально отмечал, что для нахождения своих смыслов «даже в эру отсутствия ценностей», человек «должен быть наделен в полной мере способностью совести» (Франкл, 1990, с. 295).
К сожалению, многие наши спецшколы (часто претендующие на то, чтобы называться «элитарными образовательными учреждениями») ограничиваются лишь «качественной передачей знания». Но как будут использоваться эти знания, в какой мере эти знания будут работать на процветание общества (а не просто использоваться для построения успешной карьеры) мало кого волнует. А ведь это, прежде всего воспитательная проблема.
Другая важная проблема элитарного образования связана с тем, что далеко не всегда официально заявленные элитарные школы формируют полноценную элиту. Естественно, нельзя отрицать того, что если такими школами специально заниматься, т.е. привлекать лучших педагогов, финансировать (прежде всего, из бюджета, а не жить на «спонсорские подачки»), осуществлять отбор в эти школы согласно талантам, а не протекции и взяткам богатых родителей и т.п., то возможности для формирования полноценной элиты увеличиваются.
Но и в других (официально не элитарных) школах также могут быть выдающиеся педагоги и талантливые дети. И тогда такие школы становятся «потенциально элитарными». Отсюда задача и для директоров школ, и для педагогов — готовить себя к встрече с талантливыми учениками, а также, даже, несмотря на обычный статус своей школы, все-равно стремиться к тому, чтобы обучать настоящую элиту.
Правда, при этом возникает другой проблемный вопрос: в каждом классе есть свои таланты и свои посредственности. В настоящее время многие психологи признают, что нельзя всех детей считать одинаково талантливыми, ведь существуют индивидуальные различия и никуда от них не денешься. И вероятно, именно талантливым детям нужно уделять особое внимание. Но что делать с обычными детьми? По отношению к ним можно выделить различные стратегии действий:
В старших классах такие дети сами могут уйти в профессиональные учебные заведения начального звена, если обучение в школе становится для них неинтересным или трудным.
Иногда полезно просто не торопить события (сегодня школьник не демонстрирует особых успехов, но пройдет некоторое время и таланты могут проявиться…).
Формирование учебной мотивации, основанной, прежде всего, на актуализации в сознании учеников значимых проблем по данному учебному предмету (когда из-за этих проблем «спать не хочется», а хочется понять, как же эти проблемы решаются…). В идеале — это ситуация, когда у ученика появляется своя точка зрения (свое видение пути решения проблемы) и он готов спорить как со своими одноклассниками, так и с педагогами. Но поскольку для корректного спора нужны знания, то лучшей учебной мотивации и не придумаешь…
Частично это может быть профильное обучение, когда ученик больше внимания уделяет именно тем дисциплинам, которые его больше интересуют…
Но мы бы не хотели опять возвращаться к так называемому «знаниевому подходу», при котором часто забываются ценностно-смысловые (собственно гуманистические) цели образования. Настоящая элита — это не просто образованные люди. Это, прежде всего, люди, способные переживать наиболее острые проблемы общества и стремящиеся эти проблемы решать, т.е. улучшать общественную жизнь. А знания — это лишь средства для решения проблем. Если же знания начинают доминировать над целями (гуманистическими целями), то мы получаем «искусственную интеллигенцию» (термин В.П. Зинченко), которая может использовать эти знания и во вред нашему обществу, если таким «искусственным интеллигентам» кто-то хорошо за это заплатит…
Таким образом, главная перспектива развития элитарного образования в России — это формирование полноценных граждан страны, способных чувствовать наиболее острые проблемы, осложняющие развитие общества и стремящихся решать эти проблемы, опираясь на качественное знание. Реально в нынешних российских условиях элитарная школа может быть как официально заявленной, так и существующая без официального признания, но опирающаяся на талантливых и смелых педагогов и руководителей.
И не всегда финансовая поддержка «спонсоров» — это хорошо, поскольку часто «спонсорские школы» формируют сильнейшую зависимость от «благодетеля» (мы даже не рассматриваем пока вопрос о том, какими путями «благодетели» зарабатывают свои деньги). А более высокие зарплаты учителей (по сравнению с «не спонсорскими школами») провоцируют нездоровые отношения в педагогических коллективах и во взаимоотношениях педагогов с руководителями.
Иногда для формирования подлинной элиты важнее личный пример порядочного и высококвалифицированного учителя. А зарплаты должны быть высокими (или хотя бы сопоставимыми) во всех школах и решение этой задачи — основная проблема нашего замечательного государства. Ведь как мы уже подчеркивали, и в простой школе может воспитываться будущий гений, а простой учитель очень даже может способствовать появлению такого гения… Настоящее образование (особенно элитарное) не должно быть «рыночным», оно вообще должно стать основой полноценной государственной кадровой политики.