Синтез бихевиоризма и психоанализа способствовал разработкам теорий социального научения. Концепции социального научения исследуют процессы приспособления ребёнка в окружающем мире, механизмы усвоения им социальных норм и предписаний. Ведущий теоретик социального научения А.Бандура полагал, что новые модели поведения приобретаются детьми не только посредством реакции на наказание и поощрение, но и благодаря такой формам, как наблюдение, имитация, идентификация. Ключевой для теории социального научения явилась проблема социализации как процесса усвоения индивидом определённой системы норм и ценностей данной культуры.
Школа бихевиоризма оказала значительное влияние на развитие психологической теории и педагогической практики. Открытые в русле этого направления законы и механизмы обучения способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей, выявленные феномены конформизма и негативизма позволили осуществить научный анализ условий, способствующих возникновению просоциального поведения.
Гештальтпсихология о развитии психики
Гештальтпсихология возникла в начале двадцатых годов ХХ века в Германии и связана с деятельностью таких ученых, как М. Ветгеймер, В. Келер, К.Левин, К. Кофка. Своё название это психологическое направление получило от немецкого слова gestalt - форма, структура. Традиционно полагая, что предметом психологии является исследование содержания психики, представители гештальтпсихологии развивали идею о том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры – гештальты, в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Опровергая прежние представления о том, что развитие психики основывается на формировании новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы в представления и понятия, гештальтпсихология доказывала идею о том, что познание связано с процессом преобразования целостных гештальтов. Процесс развития психики рассматривается как рост и дифференциация гештальтов. Восприятие является ведущим психическим процессом, который определяет уровень развития психики ребёнка. Само развитие с точки зрения гештальтпсихологии делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Подчёркивая их независимость, К. Кофка доказывал, что в процессе обучения не происходит ускорения созревания, а процесс созревания не ускоряет обучения.
В русле гештальтпсихологии Куртом Левиным была создана теория психологического поля. Основные положения этой теории таковы – личность живёт и развивается в психологическом поле окружающих её предметов, каждый предмет несёт определённый заряд психологического «притяжения», либо «отталкивания», воздействие предметного поля на человека вызывает в нём потребности двух типов – биологические и социальные. Биологические потребности являются врожденными, а социальные (квазипотребности) формируются в процессе обучения и воспитания детей. Экспериментально исследуя механизмы реализации потребностей, Левин пришёл к мнению, что не только неврозы, но и такие виды активности, как сохранение, забывание, волевое поведение обусловлены разрядкой или напряжением потребностей. «В многочисленных экспериментах Левина было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его возможностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые дети совершенно не способны к замещению.
Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и её предвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребёнка, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения даёт возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения».
Открытые в гештальтпсихологии основные законы восприятия позволили понять многие закономерности развития не только мышления, но и всей психики ребёнка в целом.
Гуманистическая психология о развитии личности
Гуманистическая психология зарождалась в сороковые годы, окончательно оформилась в шестидесятые годы ХХ века в Америке на основе философской школы экзистенциализма. В ответ на игнорирование психоанализом таких важнейших фактов, как возможность сознательно и целенаправленно развивать определённые стороны «образа «Я», в ответ на механицизм поведенческого подхода в бихевиоризме, сторонники нового подхода в психологии подчёркивали необходимость разработки третьего пути в психологии личности. Один из основателей новой парадигмы в психологии Г. Олпорт возражал против переноса фактов, характерных для невротиков, на психику здорового человека, равно как и против собирания «голых фактов» поведенческих стереотипов, делающих психологию «всадником без головы». Исходным постулатом стало признание человека уникальной личностью, которая представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Неповторимость личности связывалась с тем, что в каждом человеке сложена своеобразная мозаика сочетания психологических качеств и потребностей – его самость. Самость развивается в «феноменальном поле», представляющем собой внутренний мир человека. Степень соответствия между реальным опытом человека и его осознанием в феноменальном поле называется конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности проявляется в ситуациях, когда человек максимально точно передаёт то, что он осознаёт, переживает. Неконгруэнтность проявляется в ситуациях расхождений между содержанием опыта и сообщением о нём. По мысли К. Роджерса, автора понятия «конгруэнтности», стремление к большей конгруэнтности есть фундаментальный аспект человеческой природы. Цель развития личности заключается в максимальном проявлении самости, что реализуется в процессе самоактуализации человека. А.Маслоу считал, что человеку необходимо осознать и проявить в своей жизнедеятельности тот набор личностных черт, которые составляют сущность его «Я». Поэтому именно осознанные мотивы и стремления, а не бессознательные инстинкты, составляют суть человеческой личности. Процессу самоактуализации сопутствуют трудности и препятствия, отступая перед которыми, человек прекращает свой личностный рост, что не проходит для него бесследно, приводя к неврозам и расстройствам психики. Гуманистическая психология выявила принципиально новую роль общества для психического становления личности. С одной стороны, общество необходимо человеку для его самоактуализации. С другой стороны, любое общество стремится сделать человека типичным представителем своей среды, стирая его индивидуальность. Поэтому развитие личности есть единство её идентификации и отчуждения. Оптимальным по А. Маслоу является такое сочетание, когда человек идентифицирует себя с обществом во внешнем плане, т.е. в общении с окружающим миром, сохраняя отчуждение во внутреннем плане, плане его личностного развития, развития самосознания.
Открытия, сделанные гуманистической психологией, положили начало исследованию позитивных достижений личностного опыта, помогли раскрыть механизмы творческого развития и саморазвития детей и взрослых. Широкое применение в педагогической практике, практике психоконсультирования получили многие выявленные гуманистической психологией закономерности. Назовём некоторые из них - потребность в любви как движущая сила развития ребёнка, безусловное принятие как фактор психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию собеседника, позитивное внимание к ребёнку как условие педагогического взаимодействия.
Отечественные теории психического развития
Культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского
Культурно-историческая теория развития детской психики получила свое основание в работах Л.С.Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников – А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В качестве основного принципа рассмотрения развития Л.С.Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а также в контексте того или иного исторического периода. Сущность развития психики состоит в процессе овладения человеком своим поведением и психикой. Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущих человеческому сообществу.
Ключевой идеей концепции Л.С. Выготского является идея о соотношении реальной и идеальной форм в процессе развития психики. Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре в готовом виде содержатся формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.
Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д. Таким образом, с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.