Смекни!
smekni.com

Мыслить самому (стр. 2 из 2)

На Западе, правда, дело обстояло несколько иначе. Уделяя большое внимание достоинствам разума, блаженный Августин, например, хоть и весьма высоко его оценивает, но ставит ниже Бога.

Однако позже именно христианский запад воспользовался своим разумом именно для того, чтобы противопоставить ему веру, засомневаться в существовании Бога, а потом и вовсе объявить о Его смерти. И все это – ради общественного блага.

Просвещение как проект

Как бы высоко ни поднималась мысль в античную эпоху, лишь протест против догматичности мышления в Новое время привел к утверждению идеи о том, что разум имеет всеобщие основания и может и должен применяться для улучшения общественного состояния. Наилучшего общественного устройства достичь можно распространением знаний, поэтому знание – движущая сила прогресса.

Мыслители эпохи Просвещения выдвинули свой лозунг: «Культура для народа». Себя же себя они считали миссионерами разума, чье призвание – открыть людям глаза на их природу и предназначение, направить на путь истины. Распространение всеобщего образования, по их мысли, должно было незамедлительно привести к решению всех острых вопросов современности.

Связь между внутренней свободой личности и ее местом в обществе афористично сформулирована одним из главных мыслителей эпохи Просвещения Иммануилом Кантом в категорическом императиве: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Кант же сформулировал четко и кратко основные правила грамотного самостоятельного мышления.

Самостоятельное мышление – один из основных лейтмотивов эпохи Просвещения. Вот мы и обнаружили место прописки нашей идеи, о котором говорили в самом начале этой статьи. Самостоятельное мышление предполагает, что человечество в целом выросло из детства и более не может довольствоваться навязанными извне прописными истинами.

Самостоятельное мышление должно подчиняться определенным условиям. Во-первых, необходимо мыслить всегда в согласии самим собой, мысль не должна разрушать себя, быть противоречивой. Это – базовое, начальное условие мышления вообще. Эта стадия соответствует детскому возрасту мысли.

Во-вторых, мысль должна быть самостоятельной, что соответствует «подростковому» периоду, в котором человек предпринимает первые самостоятельные решения.

Взрослому же состоянию человеческой мысли, по Канту, соответствует ощущение ответственности за свои поступки и самограничение требованием всеобщности и самопроверки: на мысль необходимо взглянуть со стороны как бы, оценить ее отрешенно.

Итак, вооружившись всем вышесказанным, попробуем ответить на вопрос – является ли наше мышление самостоятельным, и если нет, то что ограничивает нашу свободу?

Вопрос свободы – ключевой вопрос ХХ века. Недаром над решением вопроса свободы бились философы и психологи, юристы и политические деятели.

Парадокс заключается в том, что свободу, необходимую человеку, может обрести только он сам. Обратимся к очень важному для наших размышлений фрагменту романа «Война и мир», к тому, который в пособиях для учащихся носит условное название «Пьер в плену».

«Впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время.

…Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа.

Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.

-- Ха, ха, ха! - - смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: - - Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня - - мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. - - смеялся он с выступившими на глаза слезами.

…Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. "И все это мое, и все это во мне, и все это я! - - думал Пьер. - - И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!" Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам».

Именно ту же мысль развивает В.Э.Франкл в своем фундаментальном труде «Человек в поисках смысла», описывая состояние людей, заключенных в концлагерь: «…в духовной установке человек был свободен! Заключив человека в лагерь, можно было отнять у него все вплоть до очков и ремня, но у него оставалась эта свобода, и она оставалась у него буквально до последнего мгновения, до последнего вздоха. Это была свобода настроиться так или иначе, и это "так или иначе" существовало, и все время были те, которым удавалось подавить в себе возбужденность и превозмочь свою апатию. Это были люди, которые шли сквозь бараки и маршировали в строю, и у них находилось для товарища доброе слово и последний кусок хлеба. Они являлись свидетельством того, что никогда нельзя сказать, что сделает лагерь с человеком: превратится ли человек в типичного лагерника или все же даже в таком стесненном положении, в этой экстремальной пограничной ситуации останется человеком. Каждый раз он решает сам».

«Свобода - это лишь часть дела и половина правды. Быть свободным-это только негативный аспект целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода может выродиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности», – пишет Франкл.

В то же время митрополит Антоний Сурожский в беседе «О свободе и призвании человека», утверждает что свобода неразрывно связана ни с чем иным, как с послушанием, более того «одно является условием другого».

Митрополит Антоний обращается как раз к примерам послушания, которое проявляли ученики древних отцов-пустынников. Странные указания старцев, по смысли Владыки Антония, не просто учили человека побеждать своеволие, но «всем существом своим – то есть всем умом, всем желанием своим, всей волей – вслушаться в то, что говорит другой».

Чрезвычайно важно, подчеркивает митрополит Антоний, что речь не о простой «дрессировке» по принципу “что я скажу, то ты и делай”, а о на обучении самообладанию, освобождению от себя.

Только вслушиваешься в мудрость или в опыт другого человека можно перерасти себя.

Конечная цель послушания – научиться слушать и «научить такой отрешенности от своих предвзятых мыслей или владеющих нами чувств, что мы можем потом вслушиваться в волю Божию».

Только такое послушание, настаивает митрополит Антоний, « может нас сделать зрелыми людьми, а не недорослями, которые всю жизнь нуждаются в указаниях, что делать и как».

Возрастание в «мужа совершенна», а не слепое следование авторитетам, вот чего, оказывается, добивались отцы, отвергающие примат самостоятельности мышления, дабы дать возможность человеку обрести подлинную свободу.

Именно здесь, в решении вопроса о требованиях и границах свободы и раскрывается во всей полноте самостоятельность нашей мысли.

Подлинное мышление может быть только самостоятельным, оно не может быть никаким иным, все, что не происходит по нашей воле, не может быть названо нашим мышлением. Цель, направление и границы нашей мысли определяются именно нами. В этом главное преимущество нашего разума – замечательного инструмента, вверенного нам Богом, Который же Один может дать нам подлинную свободу, но терпеливо ждет нашего выбора: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).