Смекни!
smekni.com

Образ матери и новый эталон (стр. 4 из 4)

Другие мамы в повести тоже не подарок. Мать самой Мэриголд отказалась от нее. Мать мальчика, с которым удается подружиться Дол, тяжелая истеричка с выраженным комплексом "захватничества", и мальчик ждет – не дождется, когда сможет вырваться на свободу. От матери девочки Таши, с которой неуклюже пытается подружить дочку Мэриголд, за версту пахнет снобизмом. Единственный положительный персонаж в этом плане - тетушка Джейн, которой социальная служба передает на временное содержание Дол, когда Мэриголд попадает в психиатрическую больницу. Поскольку "Разрисованная мама" - произведение весьма коньюнктурное, я бы даже сказала, рецептурное, такое следование "линии партии" неудивительно.)

В другой широко разрекламированной книге, трилогии Ф. Пулмана "Темные начала" ("Северное сияние", "Чудесный нож" и "Янтарный телескоп"), удостоившейся множества престижных премий, мать Тони Макариоса "думает, что ему лет девять, но какой с нее спрос. Память у бедолаги никудышняя, да и пьет она сильно... Фамилию он носит греческую, но очень может быть, что это все мамашины фантазии... В ее одурманенной вином голове мысли о материнской любви не возникают, но уж если ласкается сынок, так она его не отпихивает. Если узнает, конечно. Пускай себе ласкается. Не чужой ведь".

Мать другого мальчика, Уилла, душевнобольная. А мать главной героини Лиры Белаква - сущее исчадие ада. Внешне прекрасная, обворожительная миссис Колтер хладнокровно заманивает в ловушку детей, которых затем используют в чудовищных экспериментах. Все в жизни миссис Колтер подчинено задаче достижения максимальной власти над людьми. Никаких человеческих чувств для нее не существует. С самого детства миссис Колтер "не проявляла ни капли сострадания, жалости или доброты, не рассчитав заранее выгоды, которой это должно было <для нее> отозваться". Она "мучила и убивала всех без промедления и раскаяния... предавала, плела интриги и наслаждалась своим предательством". У Лиры мать вполне естественно вызывает ужас и отвращение.

Правда, в конце концов миссис Колтер вдруг, неожиданно для себя, проникается к дочери любовью. Более того, она жертвует собой, спасая Лиру, но ее образ от этого не становится менее злодейским. Она нисколько не сожалеет о своих преступлениях, продолжает бороться с церковью и даже с самим Богом (вернее сказать, с его "регентом" Метатроном, поскольку Бог изображен в этом кощунственном произведении жалким, немощным стариком). То есть, в данном случае мать - уже персонаж откровенно демонический.

Что же касается матери всемирно известного Гарри Поттера, то она изображена безусловно положительно, с одной лишь "маленькой" поправкой: Лили (так зовут покойную маму Гарри) была ведьмой.

НОВЫЕ ЭТАЛОНЫ

Нельзя искажать образ, не посягая одновременно и на прообраз. Смена координат, искажение ценностей рано или поздно затрагивают не только внешние оболочки и глубинные смыслы. И что бы ни говорили авторы, все более очевидно, что современная масс-культура настойчиво старается не просто дискредитировать образ матери, но и посягает на его прообраз. Вместо Богоматери - дьяволица - таков вектор современной культуры (в том числе и предназначенной для детей!). Это делается еще не вполне открыто, последние слова не произнесены, но вышеупомянутые и неупомянутые - поскольку им несть числа - книги, фильмы, мультфильмы, а также многие рекламные изображения и персонажи компьютерных игр недвусмысленно характеризуют тенденцию.

А между тем, "любая жизнеспособная культура опирается на систему положительных ценностей. Кто бы с кем ни воевал, кто бы кому ни противостоял, но рост этноса становился возможным только на яркой пассионарной (по емкому определению Л.Н.Гумилева) позитивной идее. Любая устойчивая культурная модель базируется на позитивном образе человека и его устойчивых связях с миром. Основа такой модели - представление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается". И "обязательный образ, на котором держится любая культура - это положительная женщина-МАТЬ" (Е.В. Безносюк, М.Л Князева "Психопатология современной культуры").

Разрушение таких обязательных, фундаментальных образов влечет за собой слом культуры. Пока окончательного обвала не произошло, поскольку нелегко за несколько десятилетий погубить то, что создавалось веками. Но "сопротивление материала" не беспредельно. Недавно проведенный опрос среди британских подростков показал, что для них лучший образ современной матери - Мардж Симпсон из популярного мультсериала. Для тех, кто не смотрел: это пародия на провинциальную американскую домохозяйку 50-х гг., персонаж довольно нелепый. Ее легко выделить в толпе по огромной прическе ярко-синего цвета, в которой она хранит различные предметы. Из-за прически рост Мардж больше 2, 5 метров. Однажды она пережгла свои волосы утюгом, и ей пришлось какое-то время побыть брюнеткой. В школьные годы Мардж активно занималась общественной работой (в частности, разоблачила работника столовой, плевавшего школьникам в суп), но по окончании школы вскоре забеременела и вышла замуж. Энергии Мардж хватает не только на семью. После того, как ей по ошибке увеличили грудь, она какое-то время работала моделью. Еще была учительницей начальных классов, актрисой, писателем, плотником и даже полицейским. Как гласит рекламный текст, Мардж "пытается научить людей нравственности, но ее попытки зачастую тщетны". Она "хочет, чтобы люди жили праведно и не грешили, однако в некоторых сериях нарушает свой образ жизни", потому что "даже ей становится скучно".

Среди прочих, в списке кандидаток на титул "идеальной матери" фигурировали и отнюдь не мультяшные героини современного шоу-бизнеса Виктория Бэкхем, Шэрон Осборн и Лиз Харли.

Так что, похоже, полного перевертыша ждать осталось недолго. Интересно, что сказала бы о результатах опроса, проведенного, кстати, по заказу благотворительной организации "Союз матерей" (Mothers' Union), писательница Вирджиния Вулф? В 30-е гг. прошлого века, борясь вместе с другими феминистками за права женщин, она ратовала за развенчание образа женщины-матери, а творческих дам вообще призывала "убить в себе домашнего ангела". Осталась бы она довольна плодами своих призывов или ее разочаровало бы столь буквальное воплощение мечты? Увы, ответа получить не удастся, поскольку, желая избавить мужа от страданий, связанных с ее помешательством, Вирджиния Вулф в 1941 году утопилась в реке Оус.

Ну, а ответ на отнюдь не риторический вопрос, что творится с душой ребенка, когда так искажается святой образ матери, и чем это чревато для семьи, в состоянии дать любой трезвомыслящий родитель.