Масса примеров, когда и семейные, и даже чисто интимные отношения (например, эротические приключения с любовницами и проститутками) выстраиваются на примитивной рыночной основе. Или другие примеры, когда интимно-семейные отношения основаны на стремлении к престижу (знаменитое «переспать со знаменитостью»), когда важной основой таких отношений становится чувство признательности и долга (например, перед человеком, которого надо «уважать», но не любить)…
Можно вспомнить о профессиях, где любовь вообще продается за деньги и о профессиях, где за еще большие деньги продается эмпатия (или «любовь в смысле «агапе» — по К.Роджерсу, который считал, что «главная задача психотерапевта — показать клиенту, что он в принципе может быть любим»…). И это тоже реальности, с которыми надо считаться, и которые еще больше усложняют проблему самоопределения. Наконец, можно вспомнить и о профессиях, где главной наградой для работника является любовь публики, аудитории или клиентов (артисты, педагоги, консультанты, врачи и т.п.). Можно даже предположить, что здесь собственно профессиональное в какой-то степени соединяется с эротическим.
Если пойти дальше, то можно даже поставить несколько необычный вопрос: возможен ли оргазм (особый, специфический оргазм) в некоторых видах профессионального труда. Постановка такого вопроса обосновывается хотя бы тем, что наиболее успешные профессионалы нередко говорят, раскрывая секрет своего мастерства: «Надо любить свою работу (любить студентов, любить зрителей, любить своих подчиненных, любить машину, любить станок…). Конечно, понятие оргазм взято из медицины и используется скорее как некоторый эпатажный образ. Но сколько примеров того, как понятия постепенно переходят из одной области в другую или когда эти понятия просто расширяют сферу своего применения.
Профессиональное и интимно-семейное самоопределение с позиций современной мифологии.
Наша жизнь во многом мифологична, т.е. большинство людей выстраивают в своем сознанию далеко не научную картину мира и самого себя в этом мире. Хотя, применительно к настоящему времени, больше говорят не о мифах (творящих особую реальность и во многом определяющих общественное сознание), а о «мифологемах» (явно искаженных образах реальности, ориентированных на массовое сознание)о искаженных образах реальностростри, м определяющих общественное сознание) логемах.или когда эти понятия просто расширяют сфер. Общим для современного мифологичного сознания является то, что образ окружающего мира и образ себя в этом мире строится с опорой на предрассудки, без какой-либо серьезной попытки понять истинные причины происходящего. А это не позволяет человеку и прогнозировать свое развитие в данном мире.
В лучшем случае, человек ориентируется на реалии сегодняшнего дня, и в самом ближайшем будущем ему нередко приходится сожалеть о своих недавних жизненных выборах. Это объясняет частые разочарования не только в профессии, но и в близких людях, и в тех образцах семейного счастья, на которые человек ориентировался. Но такой человек часто не в состоянии вырваться за рамки общественных предрассудков, он не способен самостоятельно построить свой образ мира. Ему остается лишь успокаивать себя тем, что и многие другие люди (массы людей) находятся в такой же ловушке, в ловушке массового сознания и массовых предрассудков.
В данном случае самоопределение предполагает особую смелость (волю) по преодолению мифологичного сознания. Самоопределение — это постоянное расширение, а может и построение новых, индивидуальных «пространств» выбора, основанных не только на эмоциональных предпочтениях, но и на высоких чувствах (и неизбежных переживаниях), а также — на размышлениях, основанных не на «осведомленности» (основанной на сплетнях), и даже не на знаниях (в «информационную эпоху» это слишком банально), а на особой ориентировке в информационных потоках.
Эстетический аспект профессионального и интимно-семейного самоопределения.
К сожалению, данный аспект еще мало исследован не только применительно к проблеме самоопределения, но и в психологии вообще. Хотя на практическом уровне многие психотерапевты и просто преподаватели уже давно работают как «артисты» и главный смысл своей деятельности видят в том, чтобы «производить впечатление» на аудитории и своих клиентов. Развитое эстетическое предполагает определенные идеи (ценности или смыслы), которые выражаются с помощью особых средств не только в искусстве, но и в обыденной жизни. Как известно, большой художник всегда что-то хочет сказать миру, а не просто «изобразить красивое». Эстетическое часто творит новый мир, более прекрасный, в чем-то даже «идеальный» (основанный на красивых и благородных идеях), чем мир «реальный». Поскольку эстетические средства сильно воздействуют на человека и на его представления о себе и мире, то, благодаря таким сильным средствам, побуждающим людей действовать, идеальный мир постепенно, хотя бы в какой-то своей части преобразуется в мир реальный.
Применительно к профессиональному самоопределению можно сказать, что пока трудовая деятельность мало эстетизирована, или неравнозначно эстетизирована. Например, какие-то профессии выглядят в общественном сознании очень привлекательными, а какие-то — отвратительными и постыдными. И это порождает множество ошибок при выборе профессии. Проблема здесь в том, что полноценная эстетизация предполагает соотнесенность с какой-то благородной идеей. Пока же для большинства главная «идея» — заработать как можно больше денег. Ориентация на такой примитивный критерий как деньги (можно еще добавить — и престиж) приводит к упрощению и примитивизации профессионального самоопределения.
Применительно к интимно-семейному самоопределению можно отметить, что здесь ситуация более привлекательная и эстетичная. В настоящее время и в искусстве, и в общественном сознании культивируются различные варианты выбора спутника жизни, построения семьи и воспитания детей. Но, к сожалению, и здесь сильно доминируют примитивные критерии (деньги и престиж), часто ограничивая возможности полноценного самоопределения и выбора варианта «настоящей любви». Вместо этого — часто знаменитые «браки по расчету» (не только материальному, но и престижному). При этом отмечается тенденция ко все большей стандартизации («омассовлении» — по Ортеге-и-Гассету) образов жизненного успеха и семейного счастья, когда образцом для подражания все больше выступает западный вариант счастливой семьи.
Правда, и в профессиональном, и в интимно-семейном самоопределении обнадеживает то, что со временем смыслы меняются. Например, первоначальный интерес к деньгам в профессиональной деятельности постепенно может смениться на интерес к самому процессу труда или к гордости за результаты своей деятельности. В интимно-семейных отношениях первоначальная ориентация на различные «выгоды» (материальные и престижные) может постепенно смениться на чувство гордости за уникальность и неповторимость данных отношений и т.п.
Иногда возникает естественный вопрос: могут ли интимно-семейные отношения вообще рассматриваться как разновидность труда? Если учесть, что семейные отношения требуют немало усилий, терпения, ответственности и соответственно, преодоления множества трудностей (от слова — «труд»), то сама постановка такого вопроса оказывается правомерной. Быть может, семейные отношения — это разновидность профессии, где профессиональная деятельность — это вклад в общее благо, а деятельность семейная — это вклад в личное благополучие?… Но можно сформулировать и встречный вопрос: а может профессия — это разновидность интимно-семейных отношений, ведь говорят же о том, что трудовой коллектив — это «вторая семья», где существуют довольно непростые отношения симпатий и антипатий (почти отношения любви и ненависти) и т.п.
Вероятно, полноценные ответы на подобные вопросы предполагают более детальный и обстоятельный сравнительный анализ профессионального и интимно-семейного самоопределения. Что касается выводов по проведенному анализу, то, наверное, они покажутся слишком банальными. Во-первых, обнаруживается очень много общего между этими вариантами самоопределения. Во-вторых, существует и нечто специфичное, правда, это специфичное проявляется больше в конкретных семьях и у конкретных профессионалов, и часто даже как бы взаимопереходит из одного типа самоопределения в другой. Например, первоначальная любовь к своей жене и детям (когда сама профессия рассматривается как средство сделать близких людей обеспеченнее и счастливее) может смениться на любовь к своей работе и тогда семья начинает «ревновать» кормильца к его профессии. Поэтому, общего в целом больше, чем специфичного.
Проведенный анализ имеет другую цель — показать, что профессиональное и интимно-семейное самоопределение не могут быть поняты по отдельности. Необходимо рассматривать их во взаимосвязи и во взаимозависимости. Все это, как нам представляется, позволит расширить границы «пространств» самоопределения и рассматривать профессиональные выборы в их непосредственной взаимосвязи с выборами интимно-семейными.