Школа, с ежедневной, интенсивной интеллектуальной нагрузкой, требует от ребенка реализации всех тех функций, которые у него нарушены. Первой большой проблемой для ребенка с ПШОП, ММД является продолжительность урока. Максимальная продолжительность работоспособности у такого ребенка - 1 5 минут. Затем ребенок не в состоянии контролировать свою умственную активность. Мозг ребенка нуждается в отдыхе, поэтому ребенок непроизвольно отключается от интеллектуальной деятельности. Пропуски учебной информации, суммируясь за все периоды во время урока, приводят к тому, что ребенок усваивает материал не полностью или со значительными искажениями, иногда вовсе теряет суть, а в отдельных случаях усвоенная ребенком информация приобретает неузнаваемый вид.
В дальнейшем ребенок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребенка образуются существенные пробелы в знаниях. Поскольку внимание детей с ПШОП, ММД крайне неустойчиво, а отвлекаемость высока, работа в классе, где находятся еще 20, а то и 30 детей уже сама по себе представляет для ребенка большую сложность. Их отвлекают любые движения, звуки.
Такие дети выполняют проверочные или контрольные работы лучше, если учитель проводит их один на один с ребенком. Родители отмечают, что дома ребенок справляется с такими заданиями, которые не смог выполнить в классе. Объясняется это тем, что дома ребенку создают более комфортные условия: тишина, не ограничено время на выполнение заданий, в привычной обстановке ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее. Родители оказывают ребенку помощь, направляют работу ребенка.
Успешность учебной деятельности ребенка во многом зависит и от умения строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение. Многие современные педагогические технологии предполагают работу детей на уроках в парах, четверках, требующую умения организовывать взаимодействие со сверстниками. Здесь ребенок с ММД может встретиться с трудностями, так как он легко отвлекается от поставленной учебной задачи, поддается влиянию других детей.
Поскольку учебная мотивация у детей с ПШОП, ММД слабо выражена, они чаще всего подстраиваются под тех детей, которые настроены на игру. Дети с ПШОП, ММД охотно включаются в игры, которые могут предложить им соседи по парте на уроке. Кроме того сложности в самоуправлении часто проявляются в несдержанности, резкости по отношению к одноклассникам.
Свойственная, многим детям с ПШОП, ММД двигательная гиперактивность является серьезной помехой в учебе только для самого ребенка, но и для других детей и приводит к отказу от совместной работы с таким ребенком. Повышенная эмоциональная возбудимость, двигательная гиперактивность, свойственные многим из детей данной группы делают непригодными привычные способы организации внеклассных мероприятий. Особенно насущным становится поиск новых методов организации внеурочной деятельности детей в тех классах, где количество учащихся с ПШОП, ММД составляет более 40%.
Следует отметить, что, несмотря на то, что перечисленные выше проблемы ребенка в значительной степени затрудняют его познавательную деятельность, далеко не всегда психологи и педагоги понимают взаимосвязь между состоянием здоровья ребенка и его проблемами в учебной деятельности.
Анкетирование, проведенное среди психологов образовательных учреждений, показало, что большинство из них не имеет четких представлений о сути таких нарушений, как ПШОП и ММД. Чаще всего, осведомленность психологов и педагогов проявляется в информированности о распространенности таких патологий.
Определенная часть психологов школ знакома с теми сложностями, которые могут испытывать дети с ПШОП, ММД при познавательной деятельности, но не знают, как организовать работу для оказания эффективной помощи детям и педагогам, не умеют диагностировать наличие нарушений в развитии ребенка. Большинство опрошенных не знает об особенностях личностного развития детей с ПШОП, ММД. Литература, посвященная проблемам детей с ПШОП, ММД мало доступна и чаще всего посвящена особенностям познавательного развития этих детей.
Между тем, личностное становление таких детей, как правило, затягивается. Дети инфантильны, склонны к иррациональным поведенческим стратегиям, несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, склонны ко лжи. Они не ощущают свою ответственность за собственные действия и поступки, для многих из них характерна мотивация избегания неудач, не выражена мотивация достижений, отсутствует учебная мотивация, нет интересов и серьезных увлечений. Ограниченные возможности в самоорганизации приводят к тому, что ребенок не умеет структурировать свое свободное время.
Нетрудно заметить, что именно такие личностные качества в значительной степени способствуют склонности ребенка к зависимым формам поведения. Особенно наглядной становится эта склонность в подростковом возрасте. К этому возрасту, ребенок с названными патологиями чаще всего подходит с массой проблем: серьезные пробелы в базовых знаниях, низкий социальный статус, конфликтные отношения с некоторыми одноклассниками (в некоторых случаях с большинством из них), напряженные отношения с учителями.
Эмоционально - незрелость толкает ребенка к выбору наиболее простых путей решения проблем: уход с уроков, ложь, поиски референтной группы вне школы. Многие из таких детей пополняют ряды, отличающихся девиантным поведением. Они проходят путь, начинающийся со сложностей в учебе, прогулов и лжи до правонарушений, преступлений, наркотиков. Очевидна в этой связи актуальность организации психопрофилактической и психокоррекционной работы с учащимися с ПШОП, ММД.
Обращает на себя внимание тот факт, что психологи во многих школах не осознают связь между наличием в анамнезе ребенка ПШОП, ММД и нарушениями в его личностном развитии. Так, многие психологи на вопрос о том, есть ли в их школе дети с ПШОП, ММД могли лишь ответить, что слышали о наличии таких диагнозов у учащихся школы. При этом они не смогли назвать ни количество учащихся с данной патологией, ни вспомнить кого - из них. Психологи пояснили, что не работают с такими учащимися из - загруженности другой работой.
Таким образом, уделяя внимание детям, пытаясь решать проблемы школьной дезадаптации, школьный психолог часто не обеспечивает устранение или коррекцию первичного дефекта.
Организация эффективной психологической работы невозможна без определения первопричины школьной дезадаптации ребенка любого возраста, четкого выделения причины и следствия. В связи с тем, что первопричиной школьной дезадаптации в ее различных проявлениях является нарушение состояния здоровья ребенка, необходим комплексный подход к организации работы с ребенком с ПШОП, ММД.
Работа с ребенком особенно сложна, поскольку включает в себя социальный, медицинский, психологический и педагогический аспекты. Реализация программы комплексной психолого - реабилитации детей с ПШОП, ММД выявила ряд наиболее остро стоящих проблем, среди которых:
1. Низкая информированность медиков, психологов, педагогов и родителей о сути проблемы, психологических - последствиях особенностей состояния здоровья ребенка.
2. Низкая информированность психологов, педагогов, родителей о возможности получения квалифицированной медицинской и психологической помощи.
3. Отсутствие педагогических технологий воспитания и обучения детей с проявлениями легких патологий ЦНС.
4. Увеличивающийся разрыв между растущими учебными требованиями к ребенку и ухудшающимся состоянием здоровья детей.
5. Низкая информированность медиков, психологов образования и педагогов как о проблемах, так и о достижениях каждой профессиональной группы по проблемам работы с детьми с ПШОП, ММД.
5.Психологическая и организационная неготовность медицинских учреждений и психологов образования к координации деятельности по реабилитации детей с ПШОП, ММД.
6. Сложившееся негативное отношение населения к обращению за помощью к врачам психотерапевтам, психиатрам.
7. Пассивная позиция родителей в отношении организации лечения детей, непоследовательность, нерегулярность, а, следовательно, и неэффективность лечения детей.
Все перечисленные проблемы взаимосвязаны и в значительной мере осложняют осуществление необходимой комплексной психологической - реабилитации учащихся с ПШОП, ММД. Отсутствие взаимосвязи между медицинскими и образовательными учреждениями в решении проблемы реабилитации детей с ПШОП, ММД приводят к снижению эффективности, а иногда, к сожалению, к невозможности оказания помощи ребенку и семье.
Зачастую врач и психолог, педагог общаются лишь через посредника, каковым является родитель. От психологической компетентности родителей во многом зависит возможность получения ребенком необходимой и целенаправленной медицинской, психологической и педагогической помощи. Однако, как уже было отмечено, многие родители не осознают всей важности оказания медицинской помощи ребенку.
В силу различных причин родители сознательно или неосознанно искажают информацию, передаваемую как медицинскому учреждению (в лице врача), так и школе (в лице психолога, педагога, администрации). Умалчивая об истинной причине рекомендованной школой консультации у невропатолога, психиатра (как правило, это ярко выраженная школьная дезадаптация), родители называют лишь самые безобидные проявления нарушений состояния здоровья ребенка. Если при этом врач ограничится поверхностной диагностикой, ребенок останется без столь необходимого ему лечения.